Более 100 лет назад в Азербайджанской ССР была создана первая в Республике кинофабрика, которая стала предшественницей сегодняшней киностудии «Азербайджанфильм». Всего за годы существования азербайджанского кино было снято более 300 художественных картин, свыше 1200 документальных и сотни мультипликационных фильмов. О том, как все начиналось и какими фильмами гордится киностудия, читайте в нашем материале.
От дореволюционной кинохроники до советского производства
Самое первое кино было создано в Азербайджане задолго до советского периода. Еще в 1898 году, всего через три года после первого кинопоказа братьев Люмьер, живший в Баку русско-французский предприниматель Александр Мишон купил себе люмьеровскую камеру и стал снимать документальные киносюжеты из жизни города. Среди них были такие: «Пожар на Биби-Эйбате», «Нефтяной фонтан на промысле Балаханы-Сабунчу», «Кавказский танец» и другие.
Свои фильмы о жизни Азербайджана Александр Мишон планировал показать на международной выставке в Париже. Прежде чем везти ленты во Францию, он устроил в Баку самый первый в истории страны кинопоказ. Это было 2 августа 1898 года. Поэтому ежегодный День азербайджанского кино теперь отмечают 2 августа.
Несмотря на успех кинопоказов Мишона, никакого развития национальный кинематограф в то время не получил. О кино в Азербайджане надолго забыли. Впрочем, еще через 10 лет кинопрокатчики начали постепенно осваивать Баку. Еще бы, ведь в те годы Баку, как портовый город и мировой лидер по добыче нефти, был словно Клондайк во времена золотой лихорадки: люди со всего мира мечтали приехать туда, чтобы заработать себе состояние на «черном золоте». Все они хотели не только пищи, но и развлечений. Так что появление кинопроката в Баку было лишь делом времени.
К 1915 году было открыто восемь кинозалов, но никто так и не занялся производством кино. Наконец кинопрокатчики братья Пирон решили попробовать производить картины на месте. В 1916 году они зарегистрировали акционерное общество «Фильма» и пригласили российского режиссера Бориса Светлова, который всего за год снял в Баку шесть кинолент. Среди них фильмы «Женщина», «За полчаса до смерти», «Старая история в новом стиле» и «В царстве нефти и миллионов» – этот кинофильм стал лидером местного проката, опередив привозное кино. Он до сих пор интересен и уникален тем, что это практически единственная лента, запечатлевшая настоящий быт рабочих и миллионеров в Баку начала XX века. Сюжет повествует о становлении бедного Джалила рядом с богачом Лютфели, который показывает ему все соблазны богатой жизни.
Национальное кино в прошлом веке и сейчас
«Главным из всех искусств для нас является кино», – этот ленинский лозунг дал молодому кинематографу Страны Советов мощный импульс. Руководители всех советских республик получили задание КПСС наладить кинопроизводство в самые короткие сроки. В Азербайджане для этого уже сложилась материальная база, были кадры, которые умели снимать кино. Для развития национальных кадров в Баку приглашались известные кинорежиссеры, включая Пудовкина, Шенгелаю, Чиаурели. Из Москвы присылались знаменитые операторы и другие мастера кино. Немаловажно, что будущие звезды азербайджанского кино могли учиться в лучших киновузах страны. И использовать государственную технику, чтобы создавать свои авторские шедевры. Скоро Советский Союз узнал о таких мастерах национального кинематографа, как Джафар Джаббарлы, Аббас Мирза Шарифзаде и другие.
Это позволило сложиться самобытному национальному кинематографу. Уже в 1924 году на экранах появился двухсерийный художественный фильм-сказка «Легенда о Девичьей Башне» режиссера Владимира Баллюзека. В этот период творили такие режиссеры, как Аббас-Мирза Шарифзаде и Амбарцум Бек-Назаров. В 1920-е годы новыми темами азербайджанского кино стала борьба против религиозного фанатизма, революция и свобода женщин. В эти годы вышли такие фильмы как «Бисмиллах», «Дом над вулканом», «Гаджи Гара» и «Севиль». Снимались и документальные фильмы. Такие, как «Путешествие в Азербайджан», повествующий о культурной и промышленной жизни республики. В 1920-е годы издавался киножурнал «Азербайджанский экран». Он знакомил зрителей с достижениями в производстве и культурной жизни республики. Сейчас это важное свидетельство, из которого можно узнать подробности жизни Азербайджана тех лет.
В 1930-е годы произошла революция в кинематографе: появилось звуковое кино. Постепенно национальное кино формировало свой облик. На арену вышли мастера, выделяющиеся самобытностью и оригинальностью творческого почерка. Правда, Великая Отечественная война внесла свои коррективы: в 1940-е снималось в основном военное кино.
Зато начиная с 1950-х годов стали снимать больше драматических и комедийных фильмов, выходят такие шедевры азербайджанского национального кинематографа, как «Не та, так эта», «Аршин мал алан», «Настоящий друг», «Два парня из одного квартала», «На дальних берегах», «Где Ахмед?», «Улдуз», «Тайна одной крепости», «Насими», «Лейли и Меджнун», «Гобустан» и другие. Постепенно начинается работа над фильмами для детей, создается много киносказок.
В 1970-е и 1980-е годы начала работать целая плеяда новых азербайджанских режиссеров. Развлекательное и пропагандистское кино уступило место серьезному авторскому, в котором чувствовалось влияние лучших советских и зарубежных мастеров. Так, в 1978 году режиссер Гусейн Сеидзаде снял один из самых любимых азербайджанцами фильмов – Гайнана, с легендарной Насибой Зейналовой в главной роли.
В период после распада СССР кинематограф Азербайджана на некоторое время словно замер в ожидании новых возможностей. Затем же его развитие пошло в совершенно новом русле. Сперва основной темой азербайджанского кино стал патриотизм и подъем национального самосознания. А затем азербайджанское кино окончательно стало самостоятельным, лишилось всяких творческих ограничителей и скоро вышло на международный уровень.
Фильм «Ярама» Аяза Салаева получил гран-при Анжейского фестиваля. Это была первая зарубежная награда азербайджанского кино. Также различных призов удостаивались картины «Чужое время», «Все к лучшему», «Сары Гялин», «40-я дверь», «Град», «Степняк» и многие-многие другие. Сейчас даже на международном уровне никто не сомневается в огромном потенциале азербайджанского кинематографа.