«Алхимия чувств ни разу нас не подвела»: как Софи Лорен и Марчелло Мастроянни стали самой красивой парой мирового кино?
28 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Марчелло Мастроянни – человека из той плеяды европейских актеров, которым посчастливилось работать с лучшими режиссерами в золотой период мирового кинематографа. Среди них – Лукино Висконти, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Пьетро Джерми, Витторио Де Сика. Он провел годы с Катрин Денев, которая родила ему дочь, и снялся в 12 фильмах с Софи Лорен, не считая небольших эпизодических ролей.
Мастроянни и Лорен прославились как один из самых известных кинодуэтов. Он – статный красавец, чей вкрадчивый голос и меланхоличный взгляд с поволокой покорили не одно женское сердце, она – настоящая роковая женщина с повадками дикой кошки, соблазнительными формами и необыкновенными глазами, которые гипнотизировали даже через экран. О любовной связи двух ярких звезд итальянского кино судачили, хотя сами актеры упорно все отрицали. Как бы то ни было, на экране Софи Лорен и Марчелло Мастроянни были блистательной парой, а для советских зрителей их дуэт стал олицетворением самой Италии. 28 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Марчелло Мастроянни, и MIR24.TV рассказывает необычную историю тандема Мастроянни и Лорен.
Мальчик, сбежавший от нацистов
Они оба происходили из простых семей, все детство и юность трудились, чтобы заработать на кусок хлеба, и могли бы остаться никем не замеченными, если бы не случай. В жизни Мастроянни таким случаем стала встреча с режиссером Лукино Висконти, а в жизни Лорен – знакомство с продюсером (и по совместительству будущим мужем) Карло Понти.
Марчелло Мастроянни родился в небольшой горной деревушке Фонтана-Лири в Апеннинах. Семья, в которой было двое детей, жила более чем скромно. Детство и юность будущего актера прошли в Турине и Риме. Работать Марчелло начал рано – в десять лет. Окончив ремесленное училище, мальчик получил рабочую специальность и отправился на заработки, чтобы помочь семье. В разное время он трудился на стройке, был разнорабочим, помогал лавочникам разгружать товар, делал чертежи на заказ и даже успел поработать бухгалтером. В кино Мастроянни дебютировал в 11 лет: чтобы заработать хоть несколько лир, мальчик снялся в массовке. Но актерская карьера не привлекала его – Марчелло мечтал стать архитектором.
Юность Мастроянни пришлась на расцвет нацизма в Италии. Когда началась Вторая мировая война, юноша попал в трудовой немецкий лагерь. К счастью, ему удалось сбежать. Некоторое время Марчелло скрывался в Венеции, а после войны вернулся в Рим, где устроился клерком. Мастроянни продолжал идти к своей мечте стать архитектором: еще во время войны он поступил в Римский университет на строительное отделение, а позднее устроился в Военный географический институт. Но сама судьба уготовила для него нечто большее.
Еще учась в университете, Марчелло стал играть в спектаклях студенческого театра, который считался одним из сильнейших в Риме. Там он познакомился с Джульеттой Мазиной, будущей женой Федерико Феллини. В 1945 году Мастроянни начал брать уроки актерского мастерства и пытался пробиться в кино. В молодости Мастроянни доставались роли простых парней «из народа» – крикливых, шумных, бедных, но искренних и страстных. Одним словом, он играл самого себя. Одна из лучших картин того раннего периода – «Дни любви», где его партнершей стала пятнадцатилетняя Марина Влади. Но до большой славы было еще далеко.
Возможно, Мастроянни так и играл бы всю жизнь в любительском театре и довольствовался небольшими ролями неотесанных героев-любовников, но все изменила одна встреча. Однажды молодой актер попался на глаза режиссеру Лукино Висконти. Тот разглядел в нем большой потенциал и пригласил в свой театр «Элизе». Что привлекло такого мэтра, как Висконти, в малоизвестном актере, который с трудом мог произнести простейшую реплику – до сих пор остается загадкой. Скорее всего, режиссером руководила его природная интуиция и удивительное чутье на таланты. После знакомства с Висконти жизнь Мастроянни круто изменилась. Он бросил учебу и полностью погрузился в работу в театре.
После успеха «Белых ночей» на Мастроянни обратил внимание Федерико Феллини. Именитый режиссер высоко оценил игру актера и пригласил его на съемки. Плодотворный союз Феллини и Мастроянни подарил миру такие киношедевры, как «Восемь с половиной» (1963), «Рим» (1972), «Джинджер и Фред» (1986) и др. Их первая совместная работа «Сладкая жизнь» (1960) принесла Мастроянни славу европейского масштаба. После выхода фильма на экраны за ним окончательно закрепилось амплуа разочаровавшегося в жизни интеллигента. Но на мировой уровень его актерскую карьеру вывел другой режиссер – Витторио Де Сика. Именно он познакомил Мастроянни с восходящей звездой итальянского кино – Софи Лорен.
От «Жердочки» до секс-символа Италии
Ее настоящее имя – София Виллани Шиколоне. Будущая актриса родилась в Риме в 1934 году – на десять лет позже Марчелло Мастроянни. Мать Софии, Ромильда Виллани, всю жизнь прожила в маленьком рыбацком городке Поццуоли близ Неаполя. Мечтая стать певицей или актрисой, она приехала покорять столицу Италии. Там девушка познакомилась с красавцем Рикардо Шиколоне, у них завязался роман. Узнав о том, что Ромильда ждет ребенка, Рикардо признал себя отцом, но жениться отказался. Поэтому сразу после рождения дочери Ромильда вернулась в родные края. Детство и юность Софии прошли в Поццуоли. Из-за ее высокого роста и худобы ей дали прозвище «Стеккетто», что значит «Жердочка». Однако со временем именно ей суждено было покорить сердца миллионов мужчин по всему миру.
Свой путь к славе София начала с подиума. В возрасте 14 лет девушка приняла участие в местном конкурсе красоты. Несмотря на то, что победила другая конкурсантка, Шиколоне и еще 11 девушек были отобраны для прохождения кастинга в Риме. Два года спустя на итальянском конкурсе красоты София получила титул «Мисс Элегантность». Это звание члены жюри придумали специально для того, чтобы поощрить восхитившую их девушку. Но первое место в очередной раз ускользнуло от Софии.
Не везло Шиколоне и в кино. Поначалу ей предлагали только роли в массовке или в эротических сценах. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, в молодости София подрабатывала фотомоделью. Наконец, в 1952 году удача улыбнулась итальянке: она заняла второе место на конкурсе красоты «Мисс Рим». Но гораздо более судьбоносным событием для Софии стало знакомство с продюсером Карло Понти, который впоследствии стал ее мужем. Понти был на 22 год старше своей избранницы и вдобавок женат, а получить развод для католика в то время было не так просто. Поэтому влюбленные отправилась в Мексику, где тайно поженились.
Понти стал снимать Софию в своих картинах, где она в первое время играла довольно однотипные роли сексуальных соблазнительниц. Шиколоне, аппетитные формы и осиная талия которой сводили с ума мужчин, а женщин заставляли зеленеть от зависти, щеголяла в откровенных нарядах, а в некоторых фильмах ее можно было увидеть и топлес. Ярким примером работ того периода является картина «Торговля белыми рабынями», где Софии досталась совсем небольшая роль. В титрах она указана как София Ладзаро, но со временем Понти убедил ее сменить псевдоним на Ло́рен – по аналогии с именем популярной в те годы шведской актрисы Марты То́рен. Так на свет появилась звезда Софи Лорен.
К середине 1950-х Лорен превратилась в одну из самых востребованных итальянских актрис и стала национальным секс-символом. В 1954 году на экраны вышел фильм «Аттила» совместного производства Италии и Франции, где София сыграла в паре с Энтони Куинном. Это была ее первая работа, вышедшая в прокат за пределами Италии.
Помимо смены псевдонима, Понти внес еще несколько существенных изменений в образ Лорен. Он помог актрисе избавиться от неаполитанского акцента, привил вкус к классической литературе, изменил стиль макияжа. Оказывается, даже знаменитую фирменную походку с покачиванием бедер Софии поставил ее супруг! Единственное, что актриса категорически отказалась менять в себе – это форму носа (Понти предлагал ей сделать пластическую операцию).
После выхода «Аттилы» и «Золота Неаполя» последовало множество фильмов, в которых Лорен – не без участия Де Сики, которого она всегда считала своим «крестным отцом» в кинематографе – смогла в полной мере раскрыть свой актерский талант. Ее партнерами по съемочной площадке становились такие звезды, как Чарли Чаплин, Кэри Грант, Грегори Пэк, Роберт Олтмен, Жан-Поль Бельмондо, Кларк Гейбл и многие другие. Но все же самый крепкий творческий союз сложился у Лорен с Марчелло Мастроянни. Причем неразрывные узы, которые многие принимали за очередную интрижку (что в мире кино совсем не редкость, особенно учитывая любвеобильный нрав Мастроянни), связывали их на протяжении всей жизни – как в кино, так и за кадром. Но это было больше, чем любовь.
Любовь лишь на экране
Официально их первым совместным фильмом была лента «Сердца над морем» режиссера Джорджо Бьянки. Однако знаменитый дуэт «Лорен-Мастроянни» тогда еще не родился: в фильме Марчелло сыграл одну из главных ролей, а юная София исполнила крошечную эпизодическую роль девушки в ресторане. По-настоящему они встретились на съемках картины Витторио Де Сики «Вчера, сегодня, завтра». Этот фильм состоит из трех несвязанных между собой новелл, в каждой из которых Лорен и Мастроянни играют влюбленную пару. В первой новелле они – простые люди из Неаполя: бедные, вспыльчивые, крикливые – словом, типичные итальянцы. Лорен играет торговку контрабандными сигаретами, которая, чтобы избежать ареста, снова и снова беременеет и рожает детей, отчего ее муж впадает в настоящее отчаяние.
Вторая новелла рассказывает о богатой избалованной дамочке из Милана, которая заводит роман с мужчиной весьма скромного достатка. Их отношения рушатся после несчастного случая: когда героиня Лорен решает бросить все и уехать вместе с возлюбленным, ее автомобиль едва не сбивает ребенка. Но девушка нисколько не переживает о состоянии мальчика – ее волнуют лишь вмятины на новеньком Роллс-Ройсе. Только тогда герой Мастроянни осознает, что перед ним – глупое, меркантильное создание, которое ценит собственный комфорт больше человеческой жизни.
Третья новелла считается самой известной – в основном благодаря пикантной сцене стриптиза с Софи Лорен. Здесь она исполнила роль женщины легкого поведения, которая живет в роскошных апартаментах в Риме. По соседству с красавицей по имени Мара живет студент духовной семинарии. Он влюбляется в Мару и свято верит в то, что она – всего лишь мастер маникюра, к которой ходит много клиентов. Сначала все это забавляет девушку, но вскоре она понимает, что студент настроен серьезно и хочет ради нее бросить учебу. Тогда Мара решает дать обет целомудрия, но как раз в этот момент к ней приезжает любовник из Болоньи (Мастроянни), изголодавшийся из-за долгой разлуки...
У каких бы режиссеров они ни снимались, на съемках между Лорен и Мастроянни всегда бушевала невероятная страсть. Вот как сама Лорен вспоминала об их первой встрече:
Все вокруг знали, что Мастроянни не был верен своей жене Флоре Карабелле. Женщины любили Марчелло, а он отвечал им взаимностью. Актеру приписывают романы с такими звездами, как Джулия Эндрюс, Ширли Маклейн, Бриджит Бардо, Лючия Бозе, Клаудиа Кардинале, Моника Витти, Стефания Сандрелли и многими другими. Что из этого правда, а что – вымысел, мы уже вряд ли узнаем. Но свою самую большую любовь Мастроянни встретил, когда ему было уже под 50. Ей стала французская дива Катрин Денев, которая родила актеру дочь Кьяру, но так и не согласилась стать его женой.
Что же касается связи с Лорен, то об этом не судачил только ленивый. Да и как можно не поверить в искренность их чувств, когда смотришь такие фильмы, как «Брак по-итальянски», «Подсолнухи», «Куколка гангстера» – страсть и напряжение между их персонажами буквально льются через экран.
Однако в жизни этих двух талантливейших людей своего времени связывало не что иное как крепкая дружба.
Сам Мастроянни также неоднократно отрицал, что между ним и Софи было нечто большее, чем дружба и партнерские отношения.
Советский скандал и дружба длиною в жизнь
После «Сердец над морем» последовали фильмы «Наши времена» и «Жаль, что ты каналья» – обе картины были сняты режиссером Алессандро Блазетти и вышли в 1954 году. Как выразилась в своей книге Лорен, Блазетти «благословил» их с Мастроянни творческий союз, после чего они «попали в руки Де Сики». По словам актрисы, этот режиссер понял их с Марчелло, как никто другой, и получал удовольствие от съемок вместе с ними:
Дуэт Лорен и Мастроянни обожали во всем мире, и наша страна не была исключением. Пожалуй, помимо культового «Брака по-итальянски» советским зрителям особенно полюбился фильм «Подсолнухи», в съемках которого участвовали представители трех стран – Италии, Франции и СССР. Бразды режиссирования взял в свои руки бессменный спутник Лорен и Мастроянни – Витторио Де Сика. Актеры в очередной раз воплотили на экране образы страстных влюбленных. Молодые Антонио и Джованна без ума друг от друга и после нескольких пылких встреч решают пожениться. Но разразилась война, и Антонио отправляют на Восточный фронт – в далекую холодную Россию. После окончания войны Джованне приходит печальная весть: ее любимый пропал без вести. Однако девушка не хочет верить в то, что Антонио нет в живых, и она отправляется на поиски мужа. Приехав в Советский Союз, Джованна находит Антонио, однако с ужасом обнаруживает, что у него уже совсем другая жизнь и другая семья...
Очень необычно, но при этом органично Софи Лорен и Мастроянни смотрятся на фоне русских пейзажей, а участие в фильме прекрасной советской актрисы Людмилы Савельевой, несомненно, только украшает картину. Правда, в Советском Союзе «Подсолнухи» вызвали настоящий скандал, поскольку в фильме затрагивается тема пропавших на Восточном фронте итальянских солдат. По некоторым данным, многие из них содержались в лагерях, а некоторые женились на русских женщинах и до конца своих дней оставались жить в Союзе, но им якобы запрещали сообщать о себе родственникам на родине.
Кульминационная сцена в фильме – встреча Антонио и Джованны на перроне. Любовный треугольник из Марчелло Мастроянни, Софи Лорен и Людмилы Савельевой в сочетании с потрясающей музыкой Генри Манчини вызывают невероятные эмоции.
Но в арсенале Лорен и Мастроянни – не только мелодрамы. К примеру, в 1975 году Джорджо Капитани снял фильм «Кукла гангстера». В этой криминальной комедии Лорен сыграла проститутку, которая вынуждена работать на итальянского гангстера, который время от времени занимается рэкетом. Фильм получился легким и забавным, а Лорен и Мастроянни в нем все так же красивы и сексуальны, хотя ей на тот момент 41, ему – 51.
Будучи неподражаемо харизматичными и одаренными по отдельности, вместе они сияли еще ярче. В картинах Де Сики Мастроянни чаще всего доставалась роль самовлюбленного эгоиста, легкомысленного ловеласа, безответственного и слабохарактерного, но при этом доброго и чуткого. Лорен же была полной его противоположностью: она была сильной, страстной, упрямой, даже отчаянной. Позднее актриса признавалась, что в сценах ссор она порой перебарщивала, за что ей потом приходилось извиняться:
Мастроянни и Лорен всю жизнь поддерживали друг друга. Она была рядом с ним, когда он переживал тяжелые разрывы с любимыми женщинами, а он помогал ей пережить утрату ребенка, которого она потеряла прямо во время съемок (у Лорен случилось несколько выкидышей, прежде чем она смогла забеременеть и родить двоих сыновей).
Их дружба продолжалась больше 40 лет, до смерти Марчелло Мастроянни – в 1996 году актер скончался от рака поджелудочной железы. Он до последнего не переставал играть: утром ездил на сеансы химиотерапии, а вечером уже давал спектакль.
Вероятно, та общность, которая была между ними, и стала причиной их невероятного успеха. В жизни Лорен и Мастроянни было множество партнеров, но оба признавались: ни с кем другим не получалось играть так легко и свободно.