«Я тебя никогда не забуду». Николай Караченцов – граф и в жизни, и на сцене
Советская легенда театра и кино. Настоящая икона кинематографа. Один из самых талантливых, ярких и искренних русских актеров. Николай Караченцов за свою долгую творческую жизнь успел поработать с самыми именитыми режиссерами. К 80-летию со дня рождения народного артиста MIR24.TV подготовил материал по воспоминаниям Николая Караченцова.
Одаренный и импульсивный лицедей создавал на сцене неповторимые образы. А его актерская игра просто завораживала. Им был очарован не только весь СССР, но и вся Европа и США, а также знаменитый Пьер Карден. Николай Караченцов – вне времени и вне эпох. Но все это было потом, а пока – сложное поступление во МХАТ, оттачивание актерского мастерства, бессонные ночи и первые «малюсенькие роли».
В Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе Караченцов поступил в 1963 году. На экзамене он прочитал отрывок из романа Бориса Горбатова «Донбасс», басню Ивана Крылова «Крестьянин и медведь» и «стихотворение какого-то арабского поэта». Отборочные этапы абитуриент прошел, вот только приемная комиссия зачислила его не сразу. За Караченцова заступился театральный педагог Виктор Монюков.
Проявил Караченцов себя сразу. Учился отлично, а потому считался лучшим на курсе. Его учителями в Школе-студии были актеры Василий Топорков, Виктор Станицын, Кира Головко, Олег Герасимов. Тогда же актер познакомился с Владимиром Высоцким.
«Начало моего настоящего театра»
В 23 года Караченцов окончил институт. Ему предложили работу в Московском театре имени Ленинского комсомола («Ленкоме»). Начинал как исполнитель ролей молодых, динамичных героев, которым свойственно обаяние мужской силы
и мощная энергетика.
Среди первых работ Николая Караченцова в спектаклях, поставленных режиссером Эфросом – парень («104 страницы
про любовь»), Марат («Мой бедный Марат»), оператор («Снимается кино») и в спектаклях других режиссеров, работающих в те годы в театре – штурмовик («Страх и отчаяние в третьей империи»), Шурка Басаргин («Дым отечества» по Симонову), Карабанов («Колонисты» по Макаренко), солдат («Прощай, оружие!» по Хемингуэю), кот Базилио («Золотой ключик») и другие.
В 1973 году у театра открылось второе дыхание: его руководителем стал Марк Захаров. Репертуар «Ленкома» пополнился экспериментальными спектаклями. Особую популярность заслужила рок-опера «Юнона и Авось». Она произвела фурор как на родине, так и за границей. За 40 лет существования она была поставлена более тысячи раз. Опера «Юнона и Авось» – визитная карточка «Ленкома» и сегодня.
«Юнона и Авось»: молитва со сцены
За почти 30 лет творческой деятельности любимцу публики удалось получить статус одного из ведущих актеров современности. Но больше других зрители полюбили в его исполнении графа Резанова в постановке Захарова «Юнона и Авось». Этот спектакль по одноименной рок-опере композитора Алексея Рыбникова на либретто Андрея Вознесенского рассказывал о драматической любви русского путешественника и юной испанки. Караченцов играл в нем более 20 лет. Гастроли с успехом прошли во многих городах Европы и в США.
Тогда же потихонечку начали распространяться слухи, что Захарова собираются снимать, что ему уже предлагали возглавить Театр оперетты. Но спектакль уже зажил своей самостоятельной жизнью. И, как ни странно, благополучно протянул четверть века, пережив советскую власть со всеми ее комиссиями.
Подарок Пьера Кардена
Что такое для русского, а тем более для советского человека – Париж? Много отзвуков сразу возникает в голове. От Вольтера до войны восемьсот двенадцатого года и Наполеона, от д’Артаньяна до Бельмондо, от Жана Габена до Эдит Пиаф. Советские люди знали, что такое Бастилия, что такое французская революция, кто такие Марат и Робеспьер. Они зачитывались Дюма, Мопассаном, Золя, Гюго. Париж для русских всегда был всемирной культурной Меккой.
«В Париж нас привез миллиардер Пьер Карден. Надо думать, что Карден, приезжая по делам в Москву, вероятно, спросил, что можно интересного посмотреть здесь. Ну ему, наверное, и сказали, что в театре «Ленком» идет самый модный спектакль в СССР. Он пришел на «Юнону и Авось», мы играли тогда не на своей площадке, а во Дворце культуры завода имени Ленинского комсомола… Из-за присутствия дорогого французского гостя срочно устроили легкий импровизированный фуршет. Какой-то левый коньяк принесли, Карден, попробовав его, случайно разбил рюмку, чему все очень обрадовались и, как на свадьбе, закричали «горько», заорали, что это на счастье, – и не ошиблись. А Карден в ответ сказал, что потрясен увиденным чудом под названием «Юнона и Авось», он с первого взгляда так влюбился в этот спектакль, что мечтает подарить его миру», – из книги Николая Караченцова «Я не ушел…».
Карден совершил смелый поступок, решившись, несмотря ни на что, везти советских артистов во Францию. Более того, как потом выяснилось, ему грозили, он получал звонки с сообщением, что театр взорвут, но вида не подавал и от своей затеи не отказался.
В «Ленкоме» Николай Караченцов проработал почти 40 лет. За это время он сыграл более чем в 20 постановках. Свою верность месту работы актер объяснял уважением к Марку Захарову: «Наверное, я мог бы устроиться в любой театр Москвы. Но какой смысл уходить от лучшего режиссера?»
Роман с кинематографом
Впервые мэтр появился на экране в конце 1960-х. А со второй половины 1970-х Караченцов стал одним из наиболее востребованных актеров советского кино. Он с успехом снимался в самых разных жанрах и амплуа.
Как же сам говорил Караченцов, удача в кино пришла после фильма «Старший сын». Но была и предыдущая картина, она же первая большая, которая называлась «Одиножды один». Снимал этот фильм Геннадий Полока, автор известных фильмов «Республика Шкид» и «Интервенция».
До встречи с Полокой Николай Караченцов пытался начать роман с кинематографом, но дальше фотопроб дело не шло. Иногда случались даже кинопробы, но ему сухо говорили: «Мы вам позвоним», и на этом все заканчивалось. «Я и сам понимал, насколько фотогенично мое лицо, а для ассистентов, помощников режиссера, помимо прочего, я – «кот в мешке», – с юмором вспоминал Караченцов.
«До сих пор картина («Старший сын» – прим.ред.) мне невероятно дорога, и не только потому, что она получилась, такой потрясающей атмосферы на съемочной площадке я потом не встречал. Леонов с нами возился, как настоящий папа, мы очень сдружились во время съемок. До сих пор я встречаю того же Мишу Боярского, Свету Крючкову, Наташу Егорову как родных людей. С Мишей у нас произошло полное единение: съемка кончается, а мы расстаться не можем: ходим по Питеру до глубокой ночи... Мы с Леоновым служили в одном театре, он меня более или менее считал за своего и иногда вел со мной откровенные беседы», – из книги Николая Караченцова «Корабль плывет».
Герои Караченцова – совершенно разные по характеру, но всегда выразительные, запоминающиеся. Он сыграл более 100 ролей в фильмах всех жанров: «Старший сын», «Собака на сене», «Трест, который лопнул», «Моя судьба», «Красная площадь», «Благочестивая Марта», «Белые росы», «Дом, который построил Свифт», «Моонзунд», «Человек с бульвара Капуцинов», «Дежа Вю», «Криминальный квартет», «Чокнутые», «Приключения Электроника», телесериалах «Петербургские тайны», «Королева Марго», «Досье детектива Дубровского», «Тайны дворцовых переворотов», «На углу, у Патриарших», «Идеальная пара» и другие.
«Я все преодолею»
…Караченцов – взрывной, импульсивный, острохарактерный артист. Музыкально одаренный и спортивный, всегда сам исполнял рискованные каскадерские акробатические трюки, профессионально исполнял танцы любой сложности, занимался дубляжом и озвучанием. Казалось, что ему подвластно абсолютно все, но… не сама судьба.
В 2007-м Караченцов попал в автомобильную аварию, после которой долго восстанавливался. Он получил серьезную черепно-мозговую травму. Пролежал больше 20 дней в коме. Впервые подняться на сцену Караченцов смог только через два года. А 27 февраля 2017 года мэтр снова попал в ДТП. В конце того же года его супруга призналась, что помимо проблем со здоровьем после ДТП, Караченцов страдал от злокачественной опухоли.
Онкология прогрессировала. Но сдаться смертельной болезни Караченцов не мог. В одном из интервью на вопрос журналиста: «Николай Петрович, вы прошли через столько испытаний, каждый день боретесь со страшной болезнью. Скажите, что же все-таки помогает вам жить?» и он ответил: «Все вы. Я все преодолею. Я выдюжу, потому что меня столько людей любят!»
Николая Караченцова не стало 26 октября 2018 года. Его похоронили на Троекуровском кладбище в Москве.