«Новые русские» – этот термин появился в 1990-е. Сначала он имел положительное значение. Так описывали зарождавшийся в стране слой людей, которые преуспели в новой реальности. Представители этого нового класса были материально обеспеченными, образованными, обладали иным, чем все остальные, менталитетом и, как следствие, иным стилем жизни. Но скоро под новыми русскими стали понимать людей с совсем другими качествами: наглых и властных, которые считали себя хозяевами жизни и делали деньги на чем угодно, без оглядки на закон.
Одним из первых фильмов, в которых был показан менталитет этого нового класса людей, стала лента «Инспектор ГАИ» режиссера Эльдора Уразбаева. Интересно, что этот фильм вышел на экраны в далеком 1982 году, то есть за целых десять лет до того, как речь зашла о таком явлении, как появление в нашей стране новых русских. Значит, уже тогда в нашей стране формировались предпосылки для этого.
Роль принципиального и прямолинейного инспектора ГАИ Петра Зыкина сыграл в этом фильме молодой Сергей Никоненко. Режиссер изначально видел в этой роли именно его, поскольку за три года до того Никоненко сыграл сотрудника ГАИ в фильме «Тема» режиссера Глеба Панфилова. И Уразбаев попросил актера: просто сыграй то же самое! Никоненко такое признание его работы было очень приятно, и он сделал все, что от него зависело.
Вот и в фильме «Инспектор ГАИ» его герой Петр Зыкин не стал покрывать нарушителя ПДД. Он отбирает права у очень влиятельного человека – начальника станции технического обслуживания Трунова. Этот персонаж пользуется покровительством сразу нескольких важных людей из числа городских управленцев, которые «по блату» чинят у него свои авто.
Конечно, несгибаемая принципиальность молодого инспектора ГАИ может для него плохо кончиться, но даже прямой начальник Зыкина не может вразумить своего подчиненного. В дело идут угрозы и шантаж, но главный герой продолжает стоять на своем.
Инспектор ГАИ в исполнении Сергея Никоненко получился настолько смелым, искренне отстаивающим правду, что после выхода фильма на экран он стал своеобразным эталоном поведения для сотрудников ГАИ. Актер Александр Пашутин рассказывал в одном из своих интервью такую историю.
Как-то у Никоненко были две съемки в один день. В пути с одной съемочной площадки на другую его остановил за превышение скорости гаишник, который узнал артиста и был очень удивлен.