on air preview
Прямой эфир
КУЛЬТУРА

Послевоенное детство и предложение Федерико Феллини: Галине Польских – 85

Последние обновления: 27/11/2024 — 14:46
Послевоенное детство и предложение Федерико Феллини: Галине Польских – 85
Фото: ТАСС
Послевоенное детство и предложение Федерико Феллини: Галине Польских – 85
Фото: ТАСС
Послевоенное детство и предложение Федерико Феллини: Галине Польских – 85
Фото: ТАСС

Острохарактерная, лирическая, комедийная, но всегда сияющая изнутри удивительным внутренним светом – такой кинозрители Советского Союза и России запомнили актрису Галину Польских. 27 ноября ей исполняется 85 лет. В честь дня рождения любимой актрисы рассказываем о ее жизни, ролях и о том, почему она никогда не стеснялась играть тещ и бабушек. 

Смотрите 27 ноября на телеканале «МИР» праздничную программу передач к юбилею Галины Польских: выпуск интеллектуальной викторины «Игра в кино. Чемпионат Мира» в 20:55, художественный фильм «Отставной козы барабанщик» в 22:20 и программу «Наше кино. Неувядающие» в 23:55. А 29 ноября в 7:00 фильм «Я шагаю по Москве».

Среди ее героинь были и романтические девушки, и женщины с трудной судьбой, и самоотверженные жены, и строгие тещи – каждая по-своему притягательна. Хотя сама актриса никогда не была роковой красавицей, но ее магнетизм испытал на себе любой, кто хоть раз видел ее на экране. 

Послевоенное детство и волшебный мир кино

А ведь она могла и не стать актрисой. Галина Польских родилась за полтора года до войны и в шесть лет осталась круглой сиротой. Отец девочки погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза. Был еще старший брат Виктор, его во время войны, пока была жива мама, взяла к себе бабушка по отцу. Она очень жалела и маленькую Галю, но сказала: «Двоих не потяну». 

Девочку хотели определить в детдом, но не позволила соседка, у которой было шестеро своих детей. Она разыскала бабушку Гали по маме. Та жила в белорусской деревне, но получив письмо, бросила хозяйство, собралась и приехала в московскую коммуналку – растить внучку. Пока бабушка добиралась до столицы, за Галей несколько раз приходили из соцотдела, но соседка не отдала ее в детдом. Так и сказала: «Не отдам! Хоть режьте. У нас она, и к ней уже бабушка едет». 

Время было послевоенное, голодное, но поначалу маленькой Гале и ее бабушке помогали родственники. Тетка, двоюродная сестра погибшего отца, работала в ресторане «Динамо» и собирала остатки еды со столов. В одном из своих интервью актриса вспоминала: «Я, совсем кроха, со Сретенки попадала в метро и там встречалась с братом. Он передавал нам собранную теткой еду». Потом соседи устроили бабушку Гали работать уборщицей в соседний магазин. Это было большой удачей, ведь деревенская женщина боялась потеряться в большом городе, а тут – простая и понятная работа рядом с домом.  

ТАСС

Полуголодное детство запомнилось Гале Польских не столько лишениями и жизнью в полуподвальной комнатушке, сколько прекрасным миром кинотеатра «Уран» на Сретенке. В нем девочка вместе с подружкой пропадала по выходным. Конечно, денег на билеты у них не было. Зато была знакомая билетерша, которой они помогали по хозяйству: и квартиру убирали, и в магазин бегали, и даже грядки на даче пололи. А та потихоньку пропускала их в зал без билета. Проникнув в кинотеатр, девочки оставались в зале по несколько сеансов подряд. И так пересмотрели постепенно всю киноклассику тех лет и вообще все фильмы, которые попадали в прокат. 

Надо ли говорить, что яркий мир кино стал мечтой Галины Польских. А жизнь актрис и вовсе казалась ей сплошной сказкой. «Вот была бы я актрисой, – думала девочка, – я бы все делала для своей бабушки – вкусно кормила бы ее, одевала и обувала, повезла бы ее на море». Галина Польских выступала на всех школьных концертах и не пропускала ни одной театральной постановки в школе: в любой самодеятельности принимала активное участие. Бабушка очень хотела, чтобы ее внучка получила хорошее образование. И Галя старалась: училась хорошо, особенно любила литературу и историю. 

Поступила во ВГИК, пользуясь советами вахтерши

Бабушка уговаривала ее после школы идти учиться в керамический техникум. Представляла, что именно такая надежная и не слишком тяжелая работа нужна девушке, чтобы всегда заработать себе на жизнь. 

Документы во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) Галина подала тайком от бабушки. Как рассказывала потом актриса, она сделала это по наивности. Просто приехала на троллейбусе, без билета. Был вечер, никого в приемной комиссии уже не было, кроме вахтерши. Та сперва долго ворчала, потом слушала рассказ Гали про ее жизнь с бабушкой. А потом прониклась сочувствием и дала советы, которые, как ни странно, оказались дельными: выучить стихи, басню и прозаический отрывок из числа мало известных произведений – таких, чтобы приемной комиссии было интересно и не скучно ее слушать. А еще одеться красиво, но скромно. 

Конечно, во ВГИК был высокий конкурс, но необычайную искренность интонации девушки, ее милую естественность и самобытность оценили на вступительных экзаменах. И Галя поступила. Сначала девушка попала на курс Михаила Ромма, но через некоторое время была вынуждена уйти в академический отпуск, поэтому оканчивала вуз уже в группе Тамары Макаровой и Сергея Герасимова. 

«Все забрызгивает грудным молоком и засыпает прямо на паре!»

Академический отпуск ее уговорила взять Тамара Макарова. Дело в том, что еще на первом курсе Галина Польских встретила своего будущего мужа, студента режиссерского факультета Фаика Гасанова. Роман был стремительным. Умный, эрудированный и эффектный, Фаик ухаживал очень красиво. А еще он исполнил одну за другой три главных мечты Гали. В качестве подарка от него она получила красное пальто, полет на самолете и отдых у моря. В Ялте, на берегу, моря они и приняли решение пожениться. 

Всего через год у пары родилась дочка Ирада. Галине пришлось туго: днем она училась, оставляя девочку на попечение бабушки, а ночами сама баюкала малышку, и, конечно, не высыпалась. Ромм возмущался: «Эта студентка врывается с опозданием на мое занятие, все забрызгивает грудным молоком и тут же засыпает прямо на паре!». В результате Тамара Макарова, которой очень нравилась юная Галина Польских, уговорила студентку взять академку, а на следующий год возвращаться к учебе – как раз на их с Герасимовым курсе. 

Галина так и сделала. Правда, отведенный ей год академического отпуска она потратила совсем не на то, чтобы насладиться материнством. Вместо этого она дебютировала в кино: снялась в фильме «Дикая собака Динго», где сыграла семиклассницу Таню. Да так, что в подростковые переживания ее героини поверила вся страна. А ее партнер по картине, 15-летний Талас Умурзаков всерьез в нее влюбился на съемках. Он стал ее телохранителем, никого к ней не подпускал и страшно ревновал ко всем мужчинам в съемочной группе.

Почему актриса не приняла приглашение великого Федерико Феллини?

Впоследствии актеры вспоминали, что во время съемок картины «Дикая собака Динго» над площадкой стоял какой-то удивительный морок любви. Юный актер был влюблен в во взрослую Галину Польских, одновременно в нее же был влюблен второй режиссер Станислав Чаплин. И в целом как будто вообще все были друг в друга влюблены. Эта атмосфера всеобщей влюбленности, которая витала над съемочной площадкой, сработала на картину: фильм получился пронзительным, щемящим, берущим за душу. Его обсуждали, цитировали, и все старшеклассницы Советского Союза мечтали быть похожими на Таню Сабанееву. А многие даже носили такую же прическу: прямо остриженные светлые волосы.

Этот фильм стал феерическим стартом в киносудьбе Галины Польских. Он имел огромный успех, его высоко оценили в Союзе и за рубежом. Картина получила призы на фестивалях в Венеции, Вене и Лондоне. Говорят, что папа Римский прослезился во время просмотра фильма и сказал, что это лучший фильм о детской любви, который он видел. 

Великий итальянский кинорежиссер Федерико Феллини, посмотревший «Дикую собаку Динго», был в восторге от молодой актрисы и хотел ее снимать в своих фильмах. Феллини не раз слал телеграммы в Госкино с просьбой отпустить Галину на пробы, но чиновники отвечали, что она занята в съемках на родине. В то время для советских актеров было практически невозможно получить разрешение сниматься за рубежом.

Гибель мужа, второй брак и стоп-лист на съемки

Кроме громкой славы, съемки в кино принесли в жизнь актрисы искушения и разочарования. Во время работы над фильмом Галина Польских влюбилась во второго режиссера Станислава Чаплина. Он был на 10 лет старше нее, и к тому же женат. Этот роман чуть не разбил их семьи. 

Муж Галины Фаик Гасанов хоть и просил ее забыть свой роман, но сам от ревности начал пить, у него скоро появились женщины на стороне. Ситуацию усугубляло то, что супруги подолгу не жили вместе. Галина стала востребованной актрисой и снималась у знаменитых режиссеров по всей стране. Скоро она сыграла в фильмах Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» и Петра Тодоровского «Верность». Фаик не был столь успешен, как она, не мог реализовать свои проекты в Москве, и снимал кино в Одессе. Все окончилось трагедией: когда Галина Польских снималась в фильме «Журналист», ей сообщили, что ее муж погиб. Он попал под трамвай в Одессе. А всего за 10 дней до того Галина похоронила свою любимую бабушку. 

После смерти двоих близких людей она осталась одна с пятилетней дочкой. Но надо было жить и работать. Ее амплуа душевной, лирической героини принесло ей множество запоминающихся ролей. Режиссеры очень ценили, что она способна играть тонкие переходы настроения, превосходно владеет интонацией, мимикой, психологическим жестом. 

Как востребованная актриса и удивительно теплая, душевная женщина, молодая Галина Польских никогда не была лишена мужского внимания. В конце 60-х актриса второй раз вышла замуж. Ее муж режиссер Александр Сурин был сыном директора «Мосфильма» Владимира Сурина. Отношения их завязались во время съемок картины «Баллада о комиссаре». Правда, второй ее брак был совсем недолгим. Актрису не приняла свекровь, да и вся жизнь в этой элитарной семье и их шикарной квартире никак не подходила самой актрисе. Тем более что ее дочку от первого брака там видеть не хотели. В результате через год она развелась с мужем, хотя у нее только что родилась вторая дочка Маша.

После этого в жизни актрисы наступили трудные времена. Надо было поднимать двоих девочек, а ее перестали снимать в кино. Возможно, перестраховывались: боялись, что ее кандидатуру не утвердит всесильный бывший свекр. Опасались, что весь съемочный процесс из-за нее станут тормозить. Конечно, никакого распоряжения препятствовать ее карьере Сурин не давал, но вызывать недовольство такой влиятельной персоны все равно никто не хотел. В результате в СССР ее не снимали больше пяти лет. 

Вячеслав Прокофьев/ТАСС

«Кино – любовь всей моей жизни»

В этот трудный момент ее спас польский кинематограф. Благодаря протекции польского оператора Ежи Липиана актриса получила роль и отправилась в Польшу, где снялась в фильме «Дорожные знаки» Анджея Пиотровского. Галина Польских очень полюбилась польским зрителям и стала считаться настоящей звездой польского кино. На родине же ее вновь стали снимать только после отставки высокопоставленного бывшего свекра. 

Сейчас в ее фильмографии более 100 ролей. С середины 70-х и в 80-е годы она была одной из самых востребованных и популярных зрелых актрис. Особенный успех имела ее работа в телесериале «Тени исчезают в полдень», где она сыграла героиню на протяжении многих лет ее жизни. А в кинофильме «По семейным обстоятельствам» ее острохарактерная героиня просто незабываема. Она до сих пор любима поколением наших мам и бабушек. 

Случалось ей сыграть и откровенно комедийные роли. Например, в фильме «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Человек с бульвара Капуцинов», «Отцы и деды» и другие. 

Когда в 1999 году Галина Польских получила орден «За заслуги перед Отечеством», актриса подсчитала все свои киноработы и поразилась. «Я сама удивилась – когда только и успела. Кино – любовь всей моей жизни», – сказала она журналистам. С тех пор ролей стало еще больше. 

Интересно, что во все времена она была своеобразной душой съемочной группы. Ее любили все: ассистенты, осветители, гримеры. Несмотря на свой звездный статус, она всегда оставалась отзывчивой и простой. Легкая, открытая и светящаяся изнутри, улыбчивая и, как это ни странно, очень стеснительная женщина – до самых зрелых лет в ней как будто живет та юная Галя Польских, которая пришла поступать во ВГИК. Она просто верила в свою мечту и шла к ней через всю жизнь, попутно убеждая зрителей, которые с восхищением смотрели на ее героинь, что все обязательно будет хорошо.

Последние новости

    Поделиться:

    Последние новости