on air preview
Прямой эфир
КУЛЬТУРА

Самая яркая звезда: каким был путь к славе народного цыгана России Николая Сличенко?

Россия 27/12/2024 — 12:41
Самая яркая звезда: каким был путь к славе народного цыгана России Николая Сличенко?
Фото: ТАСС/ Великжанин Виктор
Самая яркая звезда: каким был путь к славе народного цыгана России Николая Сличенко?
Фото: ТАСС/ Великжанин Виктор
Самая яркая звезда: каким был путь к славе народного цыгана России Николая Сличенко?
Фото: ТАСС/ Великжанин Виктор

Николай Сличенко был актером, главным режиссером и художественным руководителем московского цыганского театра «Ромэн». Прославился он и как певец, исполняя русские и цыганские романсы, эстрадные композиции. Талантливый, неповторимый, харизматичный, а при этом всегда искренний и честный: его преданность профессии вдохновляла, за что Сличенко любили не только обычные зрители, но и члены советского правительства. К 90-летию со дня рождения народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР, лауреата премии Правительства РФ, лауреата премии «Легенда Века» Николая Сличенко MIR24.TV вспоминает о его творческом пути и жизни.

Народный артист СССР, художественный руководитель музыкально-драматического театра "Ромэн" Николай Сличенко выступает на Фестивале цыганской культуры, посвященном 50-летию Великой Победы.

«Кажется, что к искусству я тянулся с детских лет»: о юных годах  

Николай Сличенко вышел из советской цыганской семьи со всеми ее обычаями и вековыми традициями. Он родился 27 декабря 1934 года в Белгороде. Когда началась Великая Отечественная война, ему шел седьмой год. Вскоре погиб отец, расстрелянный фашистами. Сличенко потом будет часто говорить о военном и послевоенном времени, о том, как первые жизненные впечатления послужили поддержкой в жизни, всегда напоминая о том, что в нашей стране каждый человек придет к тебе на помощь в беде.

После войны семья Сличенко переехала в Воронежскую область. Там они работали в колхозе «Красный Октябрь». В свободное время Сличенко занимался музыкой, выступал на праздниках с танцами и народными песнями. В 1951 году 16-летнего Николая приняли в цыганский театр «Ромэн». Поразительный талант цыганского мальчишки привлек к нему внимание ведущих мастеров театра, ставшего для него навсегда родной семьей и домом.

Николай Сличенко
советский и российский актер, театральный режиссер, певец, педагог, общественный деятель

«Не помню, когда впервые услышал о цыганском театре «Ромэн». Но молва о существовании такого театра не могла не дойти до нас. Незаметно для себя стал думать о нем. Мысль о том, чтобы поступить, увидеть спектакли этого театра, побывать в нем, глубоко запала в сознание и чем дальше, тем больше тревожила. Это была мечта, о которой боялся даже думать, потому что она казалась совершенно недосягаемой и такой далекой, как теряющаяся где-то во вселенной далекая мерцающая звезда… Кажется, что к искусству я тянулся с детских лет, как тянутся к прекрасному люди всю свою жизнь. Тем более что цыгане народ музыкальный. И уж, конечно, где цыгане — там обязательно песни, танцы. Я все это видел, сам уже, как говорили, неплохо пел, плясал. Словом, не мог не впитать в себя этой любви, страсти к народной песне, к танцу».

Приехав впервые в Москву, Сличенко отправился в «Ромэн». Главный режиссер театра Петр Саратовский его принял, предложил на следующий день устроить просмотр, дав задание подготовить стихотворение и басню. Сличенко прочитал на память стихотворение, конечно, с ошибками. Приняли чтение без особого восторга, но предложили спеть и сплясать. Едва начав петь, он почувствовал какую-то особую оживленность зала и подсознательно понял: дела налаживаются! Это оживление в зале, глаза, тепло актеров придали сил и Сличенко решил, что отступать уже некуда. После экзаменов начинающего актера приняли во вспомогательный состав труппы и даже выдали первую зарплату. Так и была решена его дальнейшая судьба.

«Исполнилась моя мечта»: о театре

За месяц Сличенко выучил все мужские роли в спектаклях «Ромэна». Ну а петь и плясать, по его собственному представлению, умел. Сличенко думал, что этого достаточно для большого звания — артист. Он несколько раз просил Саратовского дать ему сыграть в любой постановке театра. Однако режиссер считал, что у начинающего актера мало опыта.

Сличенко жил театром — репетировал ночами, учился у именитых актеров, днем наблюдая за ними из-за кулис. А однажды решил пойти на авантюру. В 1952 году театр гастролировал с блестящей постановкой «Четыре жениха». В этом спектакле ведущий актер Сергей Шишков играл главного героя Лексу. Сличенко, давно изучивший тексты ролей и втайне отрепетировавший главную, упросил Сергея Федоровича «заболеть». Тот согласился и уступил талантливому ученику «своего» Лексу.


«Я не помнил себя от радости, что, наконец, исполнилась моя мечта. Роль Лексы в «Четырех женихах» я потом играл долго, и, судя по отзывам, небезуспешно. Помогало мне то, что герой по пьесе молодой парень. Здесь не нужно было преодолевать возрастное несоответствие. В спектакле к тому же было много музыки, песен, танцев. И это оказалось выигрышным для меня — петь и танцевать я умел…», — писал Николай Сличенко в своей книге «Родился я в таборе».

Сличенко стали вводить во многие спектакли театрального репертуара. Первой самостоятельной работой стала роль Василя в спектакле «Цыганка Аза» по пьесе Старицкого. Работая над этой ролью, он впервые прошел весь «застольный период, давший очень много для понимания роли». Казалось, что они с Василем говорят на одном языке и даже без слов понимают друг друга.

Сличенко настолько ярко удалось передать характер героя, его чувства, настроение, что приняли эту работу и коллеги по театру, и зрители. Через несколько лет актер прочно вошел в основной репертуар театра, играл Дмитрия в «Грушеньке», Чанго в спектакле «Сломанный кнут», Марко — «Дочь шатров», Барбаро — «Горячая кровь», Яшку-короля в спектакле «Кабачок Макрель», Дженарино — «Сын Мадонны», Ренальдо — «Ты — герой, я — герой» и многие другие роли.

Актер Николай Сличенко и актриса Ляля Боброва в спектакле "Я герой, ты герой" по пьесе П.Гаринеи и С.Джованнини "Ринальдо в бою" на сцене театра "Ромэн".


«Работа в театре — это тот же институт. Правда, в отличие от института, процесс обучения здесь продолжается всю жизнь. Практически многие годы работы в театре я постоянно общался с партнерами старшего поколения, с актерами, знавшими и умевшими больше, и поэтому учиться и перенимать у них было что», — размышлял артист.

Молодой актер, хоть и играл успешно, понимал: без образования не обойтись. Сличенко много читал и посещал вечернюю школу, поступил в ГИТИС, выбрав режиссерский факультет, на курс Андрея Гончарова. В 1972 году получил диплом о высшем образовании.

«С ней неизменно связана вся жизнь»: о песнях

Николая Сличенко часто спрашивали, кто же он — драматический актер, режиссер или эстрадный певец? Но такое деление он всегда называл условным. Во-первых, потому что песня была так же близка, как и театр. Во-вторых, театр есть — тоже песня, огромная и прекрасная. И, в-третьих, хорошая песня — это ведь та же роль. Ее надо сыграть, пережить, прочувствовать. Песенный герой, как и герой драматический, должен пройти через душу исполнителя, через его чувства и мысли, стать понятным ему и близким.


«Песня заняла в моей судьбе особое место. С ней неизменно связана вся жизнь. В театре, в кино, на эстраде — везде и всюду она рядом со мной, более того, она во мне. Песня - это удивительное богатство человека. Она как бы согревает нашу жизнь своим дыханием… Попробуйте только на какое-то время представить себе жизнь человека без песни! Трудно, ведь правда же? Насколько бы обеднела, оскудела, сколько потеряла бы красок, как много недобрал бы человек душевной теплоты, радости, оптимизма», — говорил актер.

Однажды Сличенко отправился на гастроли в Рязань, решив исполнить на концерте песню на стихи Есенина «Письмо матери» в одноименном музее. Во время исполнения зрители в зале плакали. После гастролей Сличенко впервые всерьез задумался о своей дальнейшей работе на эстраде, о репертуаре, об ответственности артиста, выступающего с песней перед широкой аудиторией. Это заставило многое пересмотреть в своем творчестве. Совершенно с других позиций он начал оценивать свои выступления, и результаты не замедлили сказаться. Николая Сличенко стали приглашать на радио, телевидение, а через два года он выехал в свою первую зарубежную поездку во Францию.

Съемка телепередачи "Голубой Огонек". На снимке: поет Николай Сличенко.

В его репертуар вошли не только цыганские, но и русские песни и романсы, среди которых «Ручеек», «Гитара семиструнная», «Очи черные». Артист стал выступать на телевидении — пел на «Голубом огоньке» и праздничных концертах.


«О чем мои песни? О многом. Мне хочется, чтобы люди были отзывчивы на все, что их окружает. Отзывчивы на чужие радости и печали, умели видеть прекрасное и не оставались равнодушными к злу, но больше всего я хочу, чтобы они умели любить — красиво, благородно, самоотверженно… И я стараюсь петь о такой любви, о прекрасном и высоком ее торжестве над обыденностью, над мелочами жизни. Мне хочется, чтобы люди не растрачивали на пустое свои душевные силы, чтобы их сердца стремились к тому, что составляет действительную ценность жизни, в которой есть много прекрасного», — делился Николай Сличенко в книге «Родился я в таборе».

В 1970-х артист часто давал концерты в СССР, Польше и Чехословакии. Он был любимым исполнителем Леонида Брежнева. Сличенко даже как-то пришлось отменить запланированные гастроли, чтобы выступить на концерте, который планировал посетить политик.

Артист удачно снимался в кино. Его первой ролью стал цыган в картине 1958 года «Олеко Дундич» Леонида Лукова. Блистательно он снялся и в работах «Трудное счастье», «В дождь и в солнце». Всенародная известность пришла после роли красного кавалериста Петри Бессарабца в фильме «Свадьба в Малиновке».

«Выразить свой замысел через актера»: о режиссуре 

В 1977 году Николай Сличенко стал художественным руководителем и главным режиссером театра. Еще через год в Музыкальном училище имени Гнесиных открылась студия, где артистов готовили специально в «Ромэн». Сличенко стал там преподавателем. В театре он поставил спектакли «Живой труп», «Птицам нужно небо», «Огненные кони». Созданные им работы отличались яркостью, своеобразием художественного решения, музыкальностью и национальным колоритом.

Главный режиссер Николай Сличенко и певица И.Некрасова в гримерной перед выходом на сцену.


«Конечно, поначалу я не смел даже и думать о том, чтобы стать режиссером. Это мне казалось совершенно непостижимым делом. Было просто почтение, трепет, волнение перед профессией режиссера. Но постепенно в работе, в стремлении как можно больше узнать, научиться подсознательно, все же готовил себя к тому, чтобы, может быть, через много лет (так оно и случилось в действительности) замахнуться на то, что когда-то казалось недостижимым, и всерьез посвятить себя изучению и практическому освоению этой трудной профессии. Сначала была ассистентура, потом отдельные режиссерские работы и самостоятельные постановки», — вспоминал Николай Сличенко.

За «большие заслуги в развитии советского театрального искусства» в 1981 году Сличенко удостоили звания народного артиста СССР. Актер стал первым и единственным цыганом, который этого добился. Всего он получил их более 20, среди них премия Правительства Российской Федерации за спектакль «Мы — цыгане», орден Дружбы народов, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

06.05.2010. Президент России Дмитрий Медведев и художественный руководитель Московского музыкально-драматического цыганского театра "Ромэн" Николай Сличенко (слева направо), награжденный орденом Почета, на церемонии вручения государственных наград в Екатерининском зале Кремля.

Достойно пройдя все стадии гражданского и творческого роста — от артиста вспомогательного состава до главного режиссера и художественного руководителя театра — он стал выдающейся личностью нашей современности. А его режиссерские работы подняли театр «Ромэн» на новую ступень.


«Одна из задач, которая стоит перед режиссером, — умение максимально полно выразить свой замысел через актера. Вот почему так важно создавать не только труппу, а коллектив единомышленников. Только единомышленники могут понять друг друга. Ведь поиск, творческое беспокойство, которые определяют работу режиссера, должны быть обоюдными для актера и режиссера. Если актер глух к тому, что ты ему предлагаешь, твоему замыслу не суждено будет реализоваться. А поэтому надо разбудить актера, если он дремлет, увлечь его, повести за собой, сделать его соучастником твоего замысла, чтобы его также волновало то, что волнует тебя. Иначе между твоим замыслом и его воплощением останется непреодолимая пропасть, а, следовательно, усилия всего коллектива будут напрасны… Увлечь — это, значит, самому быть одержимым, держать руку на пульсе времени. Ведь зритель сегодня уже не тот, что вчера, а завтра будет другим по отношению к сегодняшнему дню», — размышлял Сличенко в книге «Родился я в таборе».

Открытие мемориальной доски актеру, бывшему художественному руководителю Московского музыкально-драматического цыганского театра "Ромэн" Николаю Сличенко на Тверской улице.

Мэтра не стало 2 июля 2021 года, он скончался в Москве в возрасте 86 лет. Посвятив служению театру семьдесят лет жизни, Николай Сличенко останется в сердцах учеников и последователей, в сердцах миллионов людей, чью жизнь изменило знакомство с творчеством, соприкосновение с невероятной созидательной энергией и талантом.


«...Жизнь есть жизнь. Она разная. В ней бывает все — плохое и хорошее. Важно, с каких позиций ты на нее смотришь: с желанием сделать лучше или только посмаковать недостатки, постараться исправить порок или вовсе его не заметить», — говорил Николай Сличенко.

Последние новости

    География:
    Россия
    Поделиться:

    Последние новости