on air preview
Прямой эфир
КУЛЬТУРА

Младенцы, школьники, травести и инженю: как искали актеров на детские роли в советском кино?

30/01/2025 — 13:04
Младенцы, школьники, травести и инженю: как искали актеров на детские роли в советском кино?
Фото: ТАСС/ Ковтун А.
Младенцы, школьники, травести и инженю: как искали актеров на детские роли в советском кино?
Фото: ТАСС/ Ковтун А.
Младенцы, школьники, травести и инженю: как искали актеров на детские роли в советском кино?
Фото: ТАСС/ Ковтун А.

Снимать детей в кино – задача со звездочкой для любого режиссера. Трудности начинаются уже на этапе поисков маленьких артистов. И если сейчас на помощь современным кинематографистам приходят интернет и соцсети, то их предшественники были вынуждены выискивать талантливую молодежь по школам, кружкам и знакомым. Случалось и так, что подростков на экране играли и вовсе взрослые тети и дяди. Кто из звезд отечественного кино запомнился такими ролями? Как самые юные участники съемок справлялись с обрушившейся на них славой и кем они стали, когда выросли? Об этом – в материале MIR24.TV.

Судьбы детей-актеров

Далеко не все дети из популярных кинолент впоследствии связали судьбу с актерской профессией. Фильмография юных артистов, как правило, ограничивается еще парой-тройкой проектов, и на этом все. Так, например, случилось с девочкой, которая снялась в фильме «Не было печали». По сюжету пятилетняя Сашенька теряет мать, но обретает отца, который даже не подозревал о том, что у него есть дочь.

Смотрите х/ф «Не было печали» 30 января в 22:20 на телеканале «МИР».

Зрители полюбили картину за трогательный сюжет и обаяние маленькой героини. Ее сыграла Катя Хорова, причем сделала это совершенно безупречно. Впрочем, для малышки это был не первый опыт съемок – до этого она появлялась в ленте «Будьте моим мужем». Еще одной работой с ее участием стал документальный проект, посвященный биографии Льва Толстого. После этого Катя Хорова ушла из кино. Сейчас у нее другая фамилия – Оленева. Она окончила медицинскую академию и стала врачом-психиатром.

От актерской карьеры в свое время отказалась и звезда комедии «Подкидыш». Веронике Лебедевой было всего четыре года, когда она попала на съемки будущего кинохита. Кастинг начинающая актриса прошла случайно: просто пришла с родителями в кино, где ее заметила режиссер картины Татьяна Лукашевич. Несмотря на оглушительно успешный дебют, родители Вероники выступили против ее дальнейшей работы в кино. В итоге Лебедева стала учительницей, а потом – литературным редактором.

Ненадежной актерскую профессию считала и мама близняшек – Тани и Оли Юкиных. Она отговорила дочерей поступать в театральное училище, хотя на тот момент их имена уже знала вся страна. Сестры снялись в сказке Александра Роу «Королевство кривых зеркал», когда им было по девять лет. Режиссер пригласил девочек на съемки после того, как увидел их фотографию с конкурса чтецов.

Счастливый случай привел в кино и исполнителя главной роли «Приключений Буратино». В поисках будущего Арлекино ассистент киностудии пришел на секцию по фигурному катанию. Здесь-то он и встретил Диму Иосифова, которому впоследствии достался даже не второстепенный персонаж, а ведущая партия. И хотя актером он так и не стал, из киноискусства далеко не ушел – выучился на режиссера.

Где находили будущих звезд?

Ходить по кружкам и школам в поисках маленьких артистов советским кинематографистам приходилось регулярно. Через школьный кастинг на экраны попала Наталья Гусева, сыгравшая Алису Селезневу в «Гостье из будущего», а также Алексей Литвинов, ставший Волькой в «Старике Хоттабыче». А Иру Волкову, снявшуюся в фильме «Ох уж эта Настя!» ассистенты нашли в секции спортивной гимнастики. Иногда яркие детские типажи встречались киношниками в совершенно неожиданных местах. Так, режиссер Элем Климов заприметил мальчика с необычной внешностью, когда ехал в троллейбусе – им оказался 13-летний Слава Царев. Вскоре после этого в сценарии фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» появился забавный персонаж, который произносит фразу «А чей-то вы тут делаете?»

Особенно сложной задачей для съемочных процессов представлялись поиски младенцев. Их не так просто было разглядеть случайным образом на улице, да и до секций они еще не доросли. Приходилось кидать клич всем знакомым. Малышей искали по определенным параметрам: возраст, рост, вес. При этом далеко не каждого карапуза утверждали на роль. К примеру, ребенка Кэт в фильм Татьяны Лиозновой «17 мгновений весны» выбирали настолько тщательно, что тот, кого выбрали первым, за время съемок успел подрасти. В результате в роли ребенка Кэтрин Кин и Хельмута Кальдера задействовали шестерых младенцев.

Травести и инженю

Гораздо легче давались поиски натур для подростковых типажей. В таких случаях нередко обращались к взрослым артистам. Самый хрестоматийный пример – 37-летняя Янина Жеймо, сыгравшая Золушку в одноименном фильме. В профессиональной среде даже сложилось особое определение для подобных перевоплощений – «инженю». Под этим понятием подразумевается актерское амплуа, изображающее наивную невинную девушку. Такими, к примеру, являлись героини актрисы Надежды Румянцевой. Какого бы возраста ни были ее персонажи, в памяти миллионов зрителей навсегда отпечатался образ юной, бойкой и совершенно простодушной девушки с косичками.

Неудивительным было и перевоплощение профессиональных актрис в мальчишек. В театральной среде это явление получило название «травести». Конечно, изобразить кого-то значительно младше себя, да еще и другого пола, под силу не каждой выпускнице театрального вуза. Классические носительницы такого амплуа обладают небольшим ростом, субтильным телосложением и высоким голосом. 

Увидеть такое преображение на экране – редкость, а вот на сцене такой прием в свое время раскрыл талант Алисы Фрейндлих. До того как прославиться в кино, она успела стать звездой ленинградской сцены, где сыграла 14-летнего пионера Гогу в пьесе «Человек с портфелем». На тот момент актрисе было 23 года. Спустя десяток лет она повторила эксперимент, перевоплотившись в семилетнего ребенка в постановке «Малыш и Карлсон».

Среди самых ярких травести-актрис советского театра числится Валентина Сперантова. 21-летняя артистка дебютировала на сцене с ролью 12-летнего Тома Сойера. В 33 года сыграла 10-летнего Тома Кенти в постановке «Принц и нищий» по Марку Твену. В 41 год – 12-летнего Ваню Солнцева в адаптации «Сына полка».

Последние новости

    Поделиться:

    Последние новости