Земля, мотыга, рис. Жизненный путь легендарного Героя Социалистического Труда из Казахстана Ибрая Жакаева
Известный в Казахстане рисовод, дважды Герой Социалистического Труда Ибрай Жакаев в годы Великой Отечественной войны был знаменит не только тем, что перечислил в фонд обороны страны 150 тысяч рублей. Это были его личные сбережения. Он прославил Казахстан рационализаторскими идеями по выращиванию риса — главной культуры Кызылординской области.
Ибрай Жакаев – это легендарная личность среди простого народа, населяющего земли Кызылординской области. Он родился в крестьянской семье. С девяти лет вместе с родителями выходил на поле косить сено и собирать его в стога. Его называли «академиком полей». Всю свою жизнь он занимался землей. Главным его призванием было рисоводство.
Рис в 1940-е годы сажали вручную. Техники не было. С мотыгой в руках он и остальные землепашцы звеньевого совхоза Кызыл ту собирали урожаи. Домой Ибрай никогда не спешил, пока не выполнит работу. А если позволяла погода, мог работать до глубокой ночи.
«Мой отец ранней весной переселялся на поле и жил там до глубокой осени. Пока не завершит полевые работы. На спину загрузит мешок с семенами, ходит по полю и раскидывает их. Сеял сам».
За высокие показатели в рисоводстве он был удостоен звания Героя Социалистического Труда дважды. С каждого гектара собирал больше 90 центнеров. Затем дошел до 156, а позже – и до 171 центнера с гектара. Это был мировой рекорд!
Началась война. Армию надо было кормить. Это делал пожилой человек — ему тогда было почти 50 лет — и женщины из его трудового звена. Они разрабатывали новые чеки, проводили арыки, применяли удобрения. До некоторых вещей, требующих исследования, рисовод доходил интуитивно. Например, перед посевом нагревал семена под солнцем и насыщал их смесью удобрений, старался часто менять поливную воду, а с камышом боролся, подрезая стебель ниже уровня воды. Тогда сорняк быстро погибал.
За годы войны казахстанские аграрии дали родине больше 30 миллионов пудов хлеба, почти 15 миллионов пудов картофеля и овощей, и столько же мяса. При этом люди сами часто голодали.
Тем временем его тогда единственный сын пропал без вести на фронте. Акылбек, сын Ибрая Жакаева, в 18 лет ушел добровольцем на фронт. В семейном альбоме нет ни одной фотографии юноши. В те годы люди не увлекались и не имели возможности фотографироваться.
«Меня тогда не было на свете. Нет никакой информации о моем старшем брате. Мы даже не знаем, где он похоронен. Родители ничего не рассказывали о нем, носили боль об утрате старшего сына глубоко в сердце. Отец в свое время пытался найти место захоронения Акылбека. Но у него не получилось. Я родился чуть позже, после войны, поэтому ничего не знаю о нем», — рассказывает Сейтбек Жакаев.
Сейтбеку Жакаеву сейчас 80 лет. Он так же, как его знаменитый отец, простой, тихий. Уважаемый человек в селе. Он пошел по стопам своего отца, всю жизнь проработал агрономом. Сейчас вместе младшим сыном и внуками живет в доме, который остался ему после отца.
Небольшой домик с толстыми стенами, построенный 100 лет тому назад из николаевского кирпича, сохранился в первозданном виде до наших дней в селе имени Ибрая Жакаева. Жилое строение относится к объекту культурного наследия. В доме все осталось так, как при жизни знаменитого рисовода, в том числе и семейные фотографии. На многих снимках Ибрай Жакаев запечатлен на поле с золотистыми колосьями в руках. Увесистый альбом – это летопись заслуженного казахского рисовода.
«Отец был немногословным. Мало рассказывал о своей работе. О его отношении к любимому делу, к окружающим людям я больше узнавал от сельчан. Знаю, что он был трудолюбивым. В обеденное время ему хватало 10 минут для того, чтобы подкрепиться. Не мог долго сидеть без дела», — делится воспоминаниями Сейтбек Жакаев.
В селе имени Жакаева есть музей, кладовая памяти, — построили его не так давно. В экспозиции музея хранится часть старинной мебели из дома героя труда: небольшой сундук, книжная этажерка, тяжелый дубовый шкаф.
«Здесь есть огромный 40-литровый самовар. Из него пили чай Ибрай Жакаев и его бригада рисоводов. И фонарь — тоже Ибрая Жакаева. Он с ним обходил рисовые поля в ночное время. Проверял урожайность. А еще — белый чапан с золотой вышивкой. На рукавах золотистыми нитями вышиты колосья риса — это подарок от китайских коллег. Пять баночек с удобрениями Ибрай Жакаев привез из своей заграничной поездки».
Именем заслуженного казахского рисовода названы улицы в Кызылординской области. На аллее труда в областном центре установлен бюст Ибрая Жакаева.
Провожали в последний путь знатного рисовода всей страной. Динмухамед Кунаев, бывший председатель Совета Министров Казахской ССР, лично руководил тогда похоронной церемонией. Именно он распорядился, чтобы Ибрая Жакаева похоронили не на общем кладбище, а на территории Дома культуры, в родном селе. На месте захоронения установили памятник. За неприметными воротами скрывается настоящий цветочный рай. Площадку у памятника украсили цветами и фруктовыми деревьями. Здесь нет суеты и спешки. Таково последнее пристанище знаменитого рисовода.