Кто лучший Бендер: Миронов, Юрский или Гомиашвили?
Харизматичный шарлтан или талантливый предприниматель и певец свободы? Образ Остапа Бендера уже более 90 лет будоражит умы соотечественников. Герой сатирических романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» не прост. В целом отрицательный персонаж, он, тем не менее, ловок и остроумен, внутренне свободен и независим, наконец, он невероятно обаятелен!
В кино этот образ воплотили несколько отечественных и зарубежных актеров. В трех наиболее известных экранизациях Остапа Бендера сыграли Сергей Юрский, Арчил Гомиашвили и Андрей Миронов. В исполнении каждого из них «Великий Комбинатор» очень разный и абсолютно неповторимый!
Смотрите художественный фильм «Золотой теленок» с Сергеем Юрским в главной роли в субботу 19 июля в 13:55 на телеканале «МИР».
Сергей Юрский: элегантный ироничный романтик
Остап Бендер в исполнении Сергея Юрского в фильме Михаила Швейцера «Золотой теленок» (1968 г.) – это первое киновоплощение Великого Комбинатора. Добро на съемки не давали несколько лет, и фильм вышел на пике популярности романов Ильфа и Петрова, когда с Остапом Бендером были знакомы уже миллионы читателей!
Сергей Юрский ранее играл эту роль в капустнике, его очень вдохновлял яркий персонаж. Режиссер Михаил Швейцер сразу хотел снимать в роли Великого Комбинатора только Юрского. Но худсовет настоял на актерских пробах.
В них участвовали Владимир Басов, Александр Пороховщиков, Николай Губенко, Владимир Высоцкий. Режиссер приглашал на пробы и грузинского актера Арчила Гомиашвили, который играл Остапа Бендера в тбилисском театре. Но тот не смог вырваться в Москву из-за занятости на сцене. В результате худсовет согласился с выбором режиссера и утвердил Сергея Юрского.
Актер рассказывал впоследствии: «До съемок я думал, что это один из самых любимых моих героев, что судьба мне просто фартит. Пробовал меня Швейцер 14 раз. Я уже замучился. Когда начали снимать, у меня был период отчаяния. И я стал вести дневник Остапа Бендера. Как бы он отнесся к той ситуации, к тому психологическому состоянию, в котором находился тогда я сам».
Это внутреннее состояние актера сквозит в его герое и делает экранный образ Бендера невероятно объемным, глубоким, разноплановым. Может быть, именно эти метания Юрского и сделали игру такой пронзительной, а его героя – таким незабываемым.
Ключевым в этой роли актер считал артистический темперамент своего героя. Юрский объяснял, что играл его в манере танго – танце страсти с драматическим финалом.
«Все дело в том, что Остап Бендер – артист, – говорил Юрский. – И этот солист, исполняющий свою партию перед тремя зрителями, которые заведомо не смогут его понять – перед Паниковским, Балагановым и Козлевичем, – наслаждается тем, что некий идеальный зритель, может, его и понял бы, но пока нет, и Бог с ним. Он исполняет бескорыстно. Это вдобавок ко всем его комбинаторским делам. Он артистичен, а это значит бескорыстен».
Актер сумел передать не только обаяние и темперамент Остапа, но и его уязвимость, и способность на настоящие чувства – любовь и дружбу. Герой Юрского – это человек, который искренне восхищается жизнью. Это не циничный пройдоха, а элегантный, ироничный романтик, обладающий невероятной харизмой.
Арчил Гомиашвили: «Командовать парадом буду я!»
Спустя всего три года после выхода первой киноленты про Остапа Бендера за экранизацию другого произведения Ильфа и Петрова взялся Леонид Гайдай. Его фильм «Двенадцать стульев» с Арчилом Гомиашвили в главной роли вышел в 1971 году.
Гайдай устроил масштабный кастинг. Среди двадцати с лишним кандидатур были Валентин Гафт, Михаил Козаков, Владимир Высоцкий, Александр Ширвиндт, Олег Басилашвили, Алексей Баталов и Андрей Миронов. Но все, по мнению режиссера, было не то. И тогда ему подсказали, что в Грузии есть актер, который играет Остапа Бендера в спектакле.
Арчил Гомиашвили был приглашен на пробы и понравился Гайдаю. Правда, худсовет был против того, чтобы Остапа играл грузин. Но режиссер отмел эти протесты: сказал, что папа у героя был турецкоподданным, а мама вполне могла быть кем угодно, в том числе и грузинкой.
Бендер Гомиашвили получился намного более брутальным, чем герой в исполнении Юрского. Актер привнес в этот образ решительность, силу, находчивость. Поиск стульев с драгоценностями для его героя – только повод для того, чтобы ощутить вкус жизни, остроту момента и действовать максимально напористо. В нем чувствуется страстное желание жить, притом в бешеном темпе, поскольку непонятно, что будет дальше. Это ощущение Арчил Гомиашвили хорошо знал: целых четыре раза за свою жизнь актер оказывался в тюрьме.
Грузинский национальный колорит также подчеркивал пламенный характер персонажа. Однако он же приводил и к раздорам на съемочной площадке. Самый яростный конфликт разгорелся из-за того, что Гайдай почти всю роль озвучил голосом другого актера. Арчил был возмущен, оскорблен и сказал режиссеру, что если бы знал, как будет происходить озвучивание, то не снимался бы в фильме. Гайдай ответил: «Если бы я знал, что ты такой плохой артист, то ни за что бы тебя не снимал». После этого они не разговаривали несколько лет.
Критики отмечали, что Бендер Гомиашвили получился более грубым, резким и страстным, в отличие от персонажа в исполнении Сергея Юрского.
Андрей Миронов: «О наслажденье – скользить по краю!»
Когда режиссер Марк Захаров взялся снимать новый фильм «Двенадцать стульев» всего через пять лет после выхода первой киноверсии романа, Леонид Гайдай был оскорблен до глубины души. В том числе и потому, что на роль Остапа Бендера Захаров без всяких проб утвердил Андрея Миронова. Гайдаю было известно, что Миронов очень хотел сняться в роли Остапа, но все равно посчитал это предательством со стороны актера, которого он сам снимал до этого почти во всех своих фильмах.
У Захарова получилась яркая, талантливая четырехсерийная лента с блестящим актерским составом, репризами, песнями. Она сразу полюбилась зрителям! Режиссер был очень доволен работой актеров.
«Андрей Миронов – феерический актер, – вспоминал Марк Захаров. – Мы не собирались показывать стопроцентно реалистичного Бендера, назрела потребность в чисто эмоциональном, а не идейно-смысловом воплощении. Остроумная музыка Гладкова, состоящая из мелодий, которые запоминались раз и навсегда, удивительно элегантные, ироничные стихи Юлия Кима. Не знаю, кого имел в виду Юлий Ким – Андрея Миронова или Остапа Бендера, когда сочинил один из своих пронзительных фокстротов: «О наслажденье – скользить по краю! Замрите, ангелы, смотрите – я играю».
Андрей Миронов, между тем, очень серьезно подошел к своей задаче.
Он говорил: «По моему мнению, Остап Бендер – не столь уж и веселый человек. Да, в Остапе много бесшабашности, даже детской радости и жажды приключений. В то же время в его характере, поступках постоянно ощущается какой-то драматизм, даже трагизм. Вдумайтесь: человек живет не в свою эпоху, не в своем обществе. Все его планы, титанические усилия, изобретательность направлены куда-то не туда; он даже сам не знает, куда именно».
Некоторые критики писали, что Миронов создал новый образ Остапа Бендера, – Илья Ильф, от которого он перенял деловитость, мог бы гордиться подобным исполнением.
Были и негативные отзывы. Так, Гайдай считал фильм Марка Захарова «уголовным преступлением». Гомиашвили не понравилась подчеркнутая театральность Миронова, он даже обозвал актера паяцем.
Некоторые критики считали, что образ Бендера в исполнении Миронова лишен жизненной силы и энергии. Она подменяется эстрадной вертлявостью в музыкальных номерах и существованием под застывшей маской в остальное экранное время.
Так или иначе, фильм «Двенадцать стульев» Марка Захарова прошел проверку временем и до сих пор остается одним из самых популярных отечественных фильмов XX века. Впрочем, время от времени в сети все же возрождаются яростные споры о том, кто из трех актеров – Миронов, Гомиашвили или Юрский – лучше воплотил образ Остапа Бендера.