on air preview
Прямой эфир
КУЛЬТУРА

Куда исчезла старая Москва? Архитектурный парадокс

Москва 10/09/2025 — 09:26
Куда исчезла старая Москва? Архитектурный парадокс
Фото: ТАСС
Куда исчезла старая Москва? Архитектурный парадокс
Фото: ТАСС
Куда исчезла старая Москва? Архитектурный парадокс
Фото: ТАСС

В 2025 году Москве исполнилось 878 лет. История города драматична. Но ни пожары, ни войны, ни революции не смогли уничтожить неповторимый облик. И сквозь современную архитектурную эклектику  можно заметить давно забытые очертания прежних улиц и зданий. Останкино, Сухаревская площадь, храмы и вокзалы — в ретроспективном фоторепортаже MIR24.TV. 

11 сентября в 00.40 на телеканале «МИР» смотрите программу «“Рожденные в СССР”. Стройка века. Генплан реконструкции Москвы», 12 сентября в 00.45 — «“Рожденные в СССР”. Стройка века. Каналы имени Москвы», 13 сентября в 6.15 — «“Рожденные в СССР”. Сталинские высотки».

Останкино

Останкинский район, или попросту Останкино, на северо-востоке столицы хоть и не самый большой по площади, зато с известными достопримечательностями. Удивительно, но даже в советский период название не меняли. Когда-то здесь находилась Крестовская застава, а Крестовский мост и в нынешнее время — одна из пограничных точек района. Раньше считалось, что «у Креста» заканчивается Москва, а сейчас Рижский вокзал считается практически центром. 

Маленькое село на Суходоле «Осташково, Останково тож» известно еще с 1558 года. Сначала оно принадлежало боярину Алексею Сатину, а когда его казнили (дело в те времена житейское и весьма рядовое), перешло к некоему Орну, «немчину». Но так как пожалованные за службу земли нельзя было передавать по наследству, временные хозяева не занимались обустройством. И только по распоряжению Василия Яковлевича Щелкалова, дьяка Посольского приказа, занимавшегося делами Предуралья, с 1584 по 1601 годы построили деревянный храм, дома для служащих, вырыли пруд, посадили дубы и кедры. Однако к началу XVII века  сохранился только пруд… С 1620 Останкино передали князьям Черкасским. И когда в 1743 Варвара Алексеевна Черкасская вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, усадьба послужила ей в качестве приданного. Но ни один из владельцев не мог предположить, что в середине ХХ века здесь вознесется ввысь шпиль символа мирового прогресса. 

СССР. Москва. 26 февраля 1963 г. Строительство телевизионной и радиовещательной башни в Останкино.

1-6 июля 1978 г. СССР. Москва. Строительство комплекса олимпийского телерадиовещания (на первом плане) и Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция имени 50-летия Октября (слева на втором плане) на улице Академика Королева в районе Останкино.

27 сентября 1960 года началось грандиозное строительство под руководством Николая Васильевича Никитина, советского инженера и архитектора, доктора технических наук. К зданию телецентра приступили лишь в апреле 1964 года. Процесс завершился только к 1967-му, и башню назвали так: «Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция им. 50-летия Октября». По утверждению создателя, срок эксплуатации его детища — 300 лет. 

Параметры Останкинской телебашни впечатляют: высота составляет 540 метров (кстати, сразу после открытия она была самой высокой башней в мире, а сейчас имеет статус чемпиона лишь в пределах Европы), масса — 55 тысяч тонн при глубине фундамента 4,6 метра. При этом 38000 тонн от общего веса распределены до отметки 100 метров, поэтому конструкция очень устойчивая.

Никитин применил при строительстве метод предварительного напряжения бетона. То есть, начиная с высоты 41 метра и до отметки 385 метров, внутри по стенам железобетонной трубы параллельно друг другу натянуты 144 армирующих стальных каната с усилием в 70 тонн. И когда в башне проводят экскурсии, этот стальной «каркас»  можно увидеть на техническом этаже.

Архитектор допускал отклонение шпиля конструкции при порывах ветра на 12 метров от основной оси. Однако за всю историю она отклонялась только на 6 метров, когда в 1998 году скорость урагана достигла 35 м/с.

ВДНХ. «Рабочий и колхозница»

Останкинский парк плавно переходит в территорию ВДНХ. И уже за основной зеленой зоной, на проспекте Мира, есть огромный павильон в основании монумента «Рабочий и колхозница». Проект скульптора Веры Игнатьевны Мухиной в 1936 году  выиграл закрытый конкурс. Николай Андреев, Матвей Манизер, Иван Шадр тоже представили свои работы, но советский павильон №1 в следующем году в Париже на международной выставке «Искусство и техника современной жизни» доверили оформить Мухиной и архитектору Борису Иофану. Части 24-метровых колхозницы и рабочего везли во Францию в…28 вагонах, предварительно разобрав на 65 частей. По прибытии 11 дней потратили на сборку.

Август 1977 г. СССР. Москва. Скульптурная группа "Рабочий и колхозница" работы скульптора Веры Игнатьевны Мухиной на проспекте Мира и Павильон №70 "Монреальский" Выставки достижений народного хозяйства СССР.

В 1947 году запоминающийся силуэт сделали символом киностудии «Мосфильм».

В 2010 году после реставрации первоначальные размеры постамента по чертежам Иофана были восстановлены. И с тех пор внутри на трех этажах   музейное пространство, где проходят выставки, лекции и другие интересные мероприятия. 

Сухарева башня

Когда-то массивное 64-метровое сооружение называли «невестой колокольни Ивана Великого», потому что оно было вторым по высоте в городе. По приказу Петра I в течение 1695—1701 годов на перекрестке Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (всем знакомый проспект Мира) мастер живописи и архитектуры Михаил Иванович Чоглоков контролировал строительство башни по своим эскизам. Монарх назвал получившийся образец «московского барокко», как позже определят стиль искусствоведы, в честь стольника и полковника стрельцов Лаврентия Панкратьевича Сухарева, чей полк располагался у Сретенских ворот. Он со своими людьми не предал царя во время мятежа Софьи, а наоборот поддержал.

Старая Москва. Улица Сретенка и Сухарева башня.

Сразу после окончания строительства там разместили Школу математических и навигацких наук, первое учебное заведение инженерно-технического направления в государстве. О башне насочиняли много небылиц, в основном связанных с именем Якова Брюса. У многих писателей и поэтов тоже можно частенько встретить упоминания о ней.

Май 1930 г. СССР. Москва. Сухарева башня (конец XVII — начало XVIII вв.) и Институт неотложной помощи имени Н. В. Склифосовского (справа) на Большой Сухаревской площади.

В 1926 году в огромное здание перенесли Московский коммунальный музей (ныне Музей Москвы), из Крестовских водонапорных башен — поближе к центру. Однако в 1934-м правительство решило ликвидировать Сухареву башню, сославшись на то, что здание мешает крупной магистрали. И жители города, и видные деятели культуры, и ведущие архитекторы писали письма Иосифу Сталину. Но тщетно: на Колхозной площади имя царского стрельца звучало неуместно.

Сейчас на Сухаревской площади, так же как и сто лет назад, можно встать у забора бывшего Странноприимного дома, знаменитого «Склифа» — Института скорой помощи имени Н. И. Склифосовского, — и представить чуть поодаль причудливую постройку петровской эпохи. В реальности взгляду зацепиться не за что, только прямые линии из стекла и бетона… 


Пушкинская площадь

Александр Сергеевич Пушкин наверняка был бы обескуражен, узнай он, что его именем назвали некогда освященное место — Страстную площадь. Задолго до рождения «нашего всего», в 1654 году, здесь был основан девичий монастырь в честь Страстной иконы Божией Матери. Особенность иконографии — дополнительные фигуры двух ангелов, которые держат  в руках орудия пыток, то есть символы Страстей Христовых: крест, копие и губку, пропитанную желчью и уксусом. Царь Алексей Михайлович распорядился перенести святой образ из нижегородского села Палец в Москву. И у Тверских ворот, на границе Белого города, на месте встречи и построили монастырь со Страстным собором, где святыня и хранилась до 1919 года. Потом ее перенесли в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где она и находится по сей день. Монахинь не выгоняли из монастыря до 1924 года: их было около двухсот вместе с послушницами.

1895 г. Российская империя. Москва. Стоянка ломовых извозчиков на Страстной площади и конка на углу Тверского бульвара и Тверской улицы (справа).

Россия. Москва. Лето 1917 г. Страстная площадь.

Тут же слева от монастырского комплекса с 1925 по 1927 велась стройка здания «Известий». Грубый конструктивизм никак не сочетался со строгой красотой архитектуры ХVII века. Колокольня с надвратным храмом святого Алексия, Человека Божия, построенная в честь небесного покровителя Алексея Михайловича, в прямом смысле была выше советской действительности. Редакция «Известий» справила новоселье, а в кельи монастыря после разношерстных организаций переехал  Центральный архив. От запланированного сноса бывшую обитель спасла элементарная нехватка средств. Спустя столетие нетрудно понять боль оставшихся верующих людей, когда вдобавок там открыли Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников СССР. 

1925 г. СССР. Москва. Надвратная церковь Страстного монастыря (слева на первом плане), церковь Дмитрия Солунского (слева на втором плане) на Страстной площади, Тверской бульвар (в центре) и жилой дом в Большом Гнездниковском переулке со смотровой площадкой на крыше (слева на дальнем плане).

В 1931 году Страстную площадь переименовали в Пушкинскую. Колокольню, где раньше были только лики святых, теперь закрывали разными агитками с портретами Ленина и Сталина. 

В 1937 году, в честь 100-летней годовщины дуэли Пушкина, на фасаде разместили огромный портрет Александра Сергеевича. Будь он жив, наверняка бы первым сорвал его…Этот год ознаменовался не только лютыми репрессиями против людей, но и старой застройки: именно к юбилею Пушкина у треста «Мосразбор» появились средства на снос монастырского комплекса.

Благодаря жене писателя, ученого, философа, исследователя Севера, тайного священника Сергея Николаевича Дурылина можно прикоснуться к рамам, дверям и кирпичам Страстного монастыря — нужно просто отправиться на экскурсию в подмосковный наукоград Королев. Ирина Алексеевна Комиссарова-Дурылина добилась разрешения забрать обломки в Болшево. Дом с полукруглыми окнами, спроектированный Алексеем Викторовичем Щусевым, стал духовным центром для многих современников. 

Чуть раньше, в 1934 году, ликвидировали храм святого великомученика Димитрия Солунского, находившийся через дорогу — даже более древний, чем монастырь. И вместо него к 1940 возвели новостройку в стиле сталинского ампира, прозванную «Домом под юбкой», потому что до 1958 года угловую башенку украшала фигура балерины в пачке. Квартиры распределили между семьями деятелей культуры. И пианист Александр Борисович Гольденвейзер любовался на памятник Пушкину, стоявший на Тверском бульваре, из своего окна. Но спустя 10 лет монумент передвинули туда, где он сейчас и остается. А вместо монастыря в конце 50-х годов появился кинотеатр, где в 90-е на какой-то период даже  открывали казино…

Храм Рождества Богородицы в Путинках

Почти ровесница Страстного монастыря, одна из последних шатровых храмов Москвы — церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках. Чудом она сохранилась на Малой Дмитровке. В советское время там была репетиционная база… цирка. Вся внутренняя роспись, к сожалению, утрачена. В 1990 году, когда здание вернули верующим, в ее реставрации принимал активное участие актер Александр Абдулов, помогая материально. И в 2008 там его и отпевали. 
И орфоэпический момент. Ударение в слове Путинки падает на второй слог, а не на первый. И к действующему президенту вообще не относится: здесь стоял путевой дворец для иностранных послов.

Лето 1890 г. Российская империя. Москва. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (ХIV в.) на улице Малая Дмитровка.

Ленинградский вокзал

И если, по словам классика, театр начинается с вешалки, то город для путешественника начинается с вокзала. В Москве сейчас их десять. Мы побываем на двух.

Российская империя. Москва. 1890 г. Ломовые извозчики у здания Николаевского вокзала на Каланчевской площади.

Петербургский, Николаевский, Октябрьский, Ленинградский — самый первый вокзал столицы поменял много названий за полтора с лишним века.

Каланчевскую площадь тоже до сих пор по советской привычке именуют Комсомольской. 

В прошлом августе  в очередной раз затеяли реконструкцию вокзала. Но в целом внешний архитектурный облик фасада узнаваем, башенка с часами такая же, как и в ХIХ веке. Ну, и вместо ломовых извозчиков на площади — такси.

Курский вокзал

Он помладше Ленинградского, но тоже был основан в позапрошлом столетии. И специалисты Архнадзора склонны считать, что его совместили с Нижегородской станцией. Первоначальное деревянное здание, естественно, не сохранилось. Каменный вариант в конце ХIХ века называли Курско-Нижегородским вокзалом.

Лето 1896 г. Российская империя. Москва. Курско-Нижегородский вокзал на Земляном валу.

Первую реконструкцию башенки в 1938-м пережили. Но вот после 1972 года здание потеряло исторический облик и превратилось в нечто с плоской крышей. Сравнивая фотографии имперского и советского периодов, сразу вспоминается мультипликационная преамбула к фильму Эльдара Рязазова «Ирония судьбы, или С легким паром!», где все архитектурные «излишества» унифицируются до стандартного прямоугольника… 

В настоящий момент там тоже идет завершающий этап реконструкции…

География:
Москва
Поделиться:

Сюжет

История
Как не допустить фальсификации истории? Итоги молодежного форума Союзного государства в Могилеве

Как не допустить фальсификации истории? Итоги молодежного форума Союзного государства в Могилеве

Столице Карачаево-Черкесии – 200 лет. Юбилей отпраздновали ярмарками, выставками и концертами

Столице Карачаево-Черкесии – 200 лет. Юбилей отпраздновали ярмарками, выставками и концертами

Кабардино-Балкария присоединилась к всероссийской акции «Марш Знамени Победы»

Кабардино-Балкария присоединилась к всероссийской акции «Марш Знамени Победы»

«За победу над Японией»: история советской медали

«За победу над Японией»: история советской медали