«Телохранитель» – любовь на грани паранойи
В картине «Телохранитель», которая была номинирована на премию «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля в этом году, намешано так много жанров и культурных пластов, что назвать ее просто триллером или драмой – все равно что обозвать «Иронию судьбы» новогодней комедией, благо до главного зимнего праздника осталось совсем немного времени.
Алис Винокур попыталась доказать, что экшн – это не только удел мужчин-режиссеров, а в итоге только подтвердила главный стереотип мирового кинематографа – никто не умеет снимать о любви так красиво, как французы…
А образы героев фильма, их внешность и обстоятельства идеально легли бы на российскую почву – стоит только побольше родных березок на экране показать.
Француз Винсент (Маттиас Шоннартс) приезжает домой из Афганистана с парой ранений и посттравматическим синдромом в придачу. Гул войны постоянно звучит в его голове и не дает спокойно жить на «гражданке». Ни о каком возвращении в строй и речи идти не может, поэтому ему предстоит искать новую работу.
Богатый ливанский бизнесмен нанимает его и парочку друзей для того, чтобы они следили за безопасностью на роскошной вилле «Мэриленд» на Лазурном берегу во время важного приема. А потом события поворачиваются так, что Винсу приходится остаться одному и охранять жену миллионера Джессику (Диану Крюгер) и их маленького сынишку Али.
Эта история могла бы произойти где-то рядом с Рублево-Успенским шоссе с таким же успехом, как и в «их» Кот д’Азюре.
Охранник в синем спортивном костюме и легкой небритостью, хрупкая блондинка в «золотой клетке» и богатый преступник откуда-то с востока – базовый набор персонажей большинства российских мелодрам о сладкой жизни.
Слабой стороной любого экшн-фильма служит его сюжет. Это нам не раз доказывал Майкл Бэй с «Трансформерами», когда полагал, что в цепи адских битв и перестрелок зрители забудут о мотивации персонажей и их способностях. Алис Винокур решила пойти своим путем.
Нагнетающая музыка, которая сообщает нам о приступах героя, отвлекает зрителя от реальности. Ему уже не до логики – почему вечеринки «патрулируют» десятки бойцов, а с любимой женщиной и ребенком должен находиться один, совершенно незнакомый охранник?..
Джессика – существо, которое кажется чем-то эфемерным, словно сошедшим с рекламы дорогого французского парфюма. Она – человек мира, которая раскрывает по ходу ленты свою материнскую и даже бойцовскую сущность. Немка, которая говорит по-французски, смотрит американское телевидение, а замуж выходит за ливийца. Она порхает по жизни и особо не вникает в дела мужа. Хотя за событиями в Сирии и деятельностью ИГИЛ она следит внимательно. Это намекает о том, что женщина не так уж и проста…
По-настоящему Джессика знакомится с Винсентом только после того, как бодигард спасает ее жизнь. Раньше-то и повода не было, подумаешь – охранник!
Мужчина пугает ее своими поступками, постоянным чувством беспокойства, параноидальными мыслями и излишним вниманием к мелочам. Вместе с тем она понимает, что никто лучше него не справится с ее безопасностью, поэтому доверяет ему свою жизнь и маленького Али.
Фильм напоминает один сплошной и затянутый саспенс. В камерной обстановке особняка «Мэриленд» творятся странные и пугающие вещи: сигнализация то и дело перестает действовать, а полиция словно сама мечтает, чтобы с обитателями дома поскорее разобрались преступники.
И именно в этой странной атмосфере поразительно тонко, стыдливо и так трогательно звучат слова главной героини, обращенные к Винсенту: «Я, пожалуй, могла бы представить тебя в Канаде охотником на медведей». То ли признание в любви, то ли попытка разрядить обстановку. Как понять их – женщин?
Режиссер дает три варианта финала, где все зависит от личной веры зрителей. Два героя пытаются уловить, угадать знаки внимания и симпатии друг от друга. Винс настолько устал жить в постоянном страхе и ожидании чего-то ужасного, что продолжает борьбу с вымышленными демонами в реальности. Он боится повернуться спиной к миру, ждет удара исподтишка, ему трудно поверить в искренность чужих чувств.
Внутри каждого человека идет война, а герой не прекращает быть на службе ни одной минуты. В этом фильме достаточно затянутых сцен, лишних диалогов (но реплик Винсента едва наберется с десяток – сплошные «да», «нет», «хорошо») и общей сумбурности. Но это никак не мешает фильму быть очаровательным и атмосферным. Такие картины редко вырываются за пределы ограниченного проката, а жаль – тут есть простор для мысли и совместного обсуждения.
«Телохранитель» в кино с 14 января 2016 года.
Максим Кобзев