Герои нашего времени
Москва, 13 декабря. На этой неделе в Кремле президент России чествовал Героев Отечества. Их праздник в современной России отмечают уже девять лет. Обладателей высшего звания не так уж и много – чуть больше тысячи человек. Оно и понятно – золотую звезду Героя вручают за выдающиеся поступки, связанные порой с риском для жизни. Среди обладателей награды немало военных, впрочем, есть спортсмены, ученые и участники полярных экспедиций. Корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин встретился с героями нашего времени.
Среди сослуживцев и родных героем он стал еще до того, как вышел указ президента. А золотую звезду мог получить и раньше в родном Екатеринбурге. Прямо в госпитале. Но решил, что за наградой приедет сам, как и положено офицеру.
Серик Султангабиев родился в Казахстане, после распада союза остался в России, прошел две чеченские кампании, но едва не погиб в мирное время: год назад на занятиях на полигоне один из солдат выронил взведенную боевую гранату. За четыре секунды полковник успел выбросить бойца из окопа и накрыть собой боеприпас.
Очнулся он только в реанимации, спустя несколько дней и многочасовых операций. Серика Султангабиева спас бронежилет. Но осколки изрешетили тело.
Сейчас полковник внутренних войск продолжает лечение, после которого снова сможет служить. Его кабинет в воинской части не занят, а табличка с фамилией командира до сих пор висит на двери.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Путин посмертно присвоил пилоту сбитого Су-24 звание Героя России
Работе Юрия Ващука, заслуженного летчика-испытателя, рукоплещут посетители мировых авиасалонов. Впрочем, показательные выступления – лишь видимая часть его профессии.
Каждый день он учит летать самолеты. Его задача – раскрыть возможности истребителя и выявить недостатки, пока машина не пошла в серию. Летать на пределе – обыденность, за которую дают звезду героя.
Он впервые поднимал в небо Су-35, испытывал прообраз самолета пятого поколения и пережил несколько аварий. Один раз его истребитель затянуло в неуправляемый штопор: где-то над лесами подмосковной Шатуры пришлось катапультироваться.
Его рекомендации, написанные с риском для жизни, теперь выполняют строевые летчики. А он принимает поздравления с днем героев.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Награду за спасение жизней получили 11 россиян
Юрию Савину рисковать жизнью не приходилось, но в ней все равно нашлось место для подвига. Трудового. Вот и сейчас даже в свой праздник он на рабочем месте. Для металлурга войлочная спецовка все же привычнее костюма с золотой звездой. Стоит ему расслабиться, и без стали останутся и газовики, и нефтяники, и весь российский автопром.
Как и многие в советское время, он пришел сюда после армии. В цеху обычного сельского парня переплавили в металлурга. И вот прикипел. И закалил не только сталь, но и собственных детей.
В подчинении у бригадира Савина 20 человек. Нужно следить не только за плавкой, но и за дисциплиной. Хотя, говорит, к последнему нареканий нет, а вот за металлом глаз да глаз нужен. Чтобы на выходе получились аккуратные слитки.
Прямоугольной формы стальные заготовки на языке металлургов называются слябы. Сейчас уже никто и не вспомнит, откуда возникло такое название. Пока они больше напоминают огромные куски пластилина, и лепить из них можно все что угодно: хоть стальной лист, хоть проволоку.
Температура же как в хорошей бане. Когда слябы проезжают рядом, ощущение такое, словно веником прошлись. Может поэтому у металлурга баня не в почете.
Среди раскаленного металла он как рыба в воде, а вот когда вызвали в Москву на вручение звезды героя, впервые растерялся.
Впрочем, в Кремле приняли как в родном цеху.
Юрий Савин – пока единственный герой труда на этом комбинате. Почему именно он – даже сам не знает, но говорит, от работы никогда не отлынивал.
За одну смену бригада Юрия Савина выплавляет, если сложить все вместе, километров 30 заготовок. Впрочем, точное количество он не считал – дел-то в цеху, как обычно, невпроворот. А значит, есть и место для подвига.