«Омерзительная восьмерка»: классический треш-вестерн от Тарантино
Москва, 25 декабря. Новые фильмы Квентина Тарантино принято ждать. Со времен «Бешеных псов» и «Криминального чтива» практически каждое его новое творение становилось культовым. Хотя последние две картины – «Бесславные ублюдки» и «Джанго освобожденный» – не вызвали столь безоговорочного восторга публики. Плюс к этому, недавно стало известно о планах Квентина по съемкам «Убить Билла 3», что можно воспринимать как тревожный симптом. Поэтому нового фильма ждали как приговор – сдулся Тарантино или нет? И «Омерзительная восьмерка» говорит, что порох в тарантиновских пороховницах все-таки есть. На этот раз, вдохновляясь классикой, он создал красивый треш-вестерн – кровавый и беспощадный, как все его фильмы.
Какой классикой, спросите вы? Классикой детектива. Через полчаса после начала фильма «Омерзительная восьмерка» начинает напоминать «10 негритят» Агаты Кристи. Суровая снежная буря в Вайоминге запирает в хижине под названием «Галантерея Минни» восемь отъявленных мерзавцев, среди которых двое охотников за головами (Курт Расселл и Сэмюэл Л. Джексон), одна пойманная преступница, за чью голову дают 10 тысяч долларов (Дженнифер Джейсон Ли), старик, приехавший навестить могилу сына (Сэнфорд Смизерс), работяга мексиканец (Демиан Бичир), а также только назначенный шериф города Ред-Рок (Уолтон Гоггинс), палач из Ред-Рока (Тим Рот) и ковбой (Майкл Мэдсен). Вскоре оказывается, что не все тут так однозначно. На фоне вялотекущих разборок с распределением ролей в новоиспеченном мини-обществе, сдобренных расистским юморком и смачными оплеухами, которые огребает единственная дама, происходит убийство, и с этого момента сюжет начинает завязываться.
Что еще роднит «Омерзительную восьмерку» и «10 негритят»: если помните в романе все герои представляют собой правосудие и преступников, судью и подсудимых, приговоренных к смерти. В картине Тарантино все герои тоже олицетворяют собой разные стороны системы правосудия, только вывернутого наизнанку. Похоже, правосудие - одна из вещей, которые наиболее всего увлекают режиссера: тема права на преступление и наказание прослеживается практически во всех его фильмах. Только вывод оказывается неутешительным: преступники все, и все заслуживают смерти. У Тарантино в принципе не бывает положительных персонажей – на проверку каждый оказывается мерзавцем, даже если наизусть цитирует проповеди пророка Иезекииля. Вы не найдете их и здесь.
Тема Гражданской войны в США, противостояния Севера и Юга, демократии и колониализма, – для Тарантино благодатная почва, чтобы продемонстрировать все стороны человеческой нетерпимости друг к другу. Дело в том, и Тарантино частенько эксплуатирует эту тему в своих фильмах, что сами США – так уж сложилось исторически – одна большая «Галантерея Минни», в которой уживается белая, черная и мексиканская Америка. И порой кажется, что достаточно бросить незатушенный окурок, чтобы эта пороховая бочка взорвалась, но стороны находят зыбкое равновесие. И кому не знать об этом как белому американцу, в чьих жилых течет кровь ирландцев и индейцев.
Тарантино остается верен своим привычкам и каждый раз пытается зайти за грань «дозволенного», и что поразительно – у него это получается. В «Омерзительной восьмерке» бьют женщин, насилуют мужчин, стреляют в стариков и предают друг друга почем зря. Пару раз вам точно захочется отвернуться от экрана, один раз станет ну совсем не смешно (если вы все-таки нормальный человек). Вы будете недоумевать – ну зачем же столько крови и мозгов?! Но потом станет ясно – это же старый добрый треш! Тарантино было бы скучно снимать просто уютненький детектив на фоне заснеженных пейзажей, так что вполне ожидаемо, что милая хижина в итоге превратилась в своеобразный ад каннибалов.
Но как снято!.. Картинка и стиль всегда были сильной стороной режиссера, и они не изменили ему на этот раз. Чтобы сделать изображение более глубоким, Тарантино снова прибегнул к классике и снял фильм на семидесятимиллиметровую пленку, причем в формате Ultra Panavision 70, который последний раз использовался в 1966 году. Дополнил эстетику чудесный саундтрек, специально написанный для «Омерзительной восьмерки» итальянским композитором Эннио Морриконе.
Но все это было бы не так интересно, если бы не актерская игра, которой можно наслаждаться, даже несмотря на очевидную затянутость фирменных нелепых тарантиновских диалогов. «Омерзительная восьмерка» собрала восьмерых выдающихся актеров, из которых все, кроме Дженнифер Джейсон Ли, раньше снимались у Тарантино. При этом изюминкой фильма стала именно Ли, органично вписавшаяся в гротескную «вселенную Тарантино», где непременно присутствуют маленькие отсылки к предыдущим фильмам, вроде Red Apple. Взаимоотношения Дейзи и Вешателя похожи на иронию над семейной жизнью. Охотник за головами и его жертва напоминают сварливую пару, прикованную друг к другу в силу привычки и обстоятельств.
Чтобы оценить магию актерской игры в полной мере, смотреть фильм лучше без дубляжа. Кстати, в ходе PR-кампании нового фильма Тарантино устроил настоящие чтения по ролям с участием почти всех актеров (Ли сидела в зале) в лос-анджелесском Ace Hotel Theatre – перед полуторатысячной аудиторией. Актеры, конечно, сорвали овации, а все собранные средства отправились на благотворительность.
Итак, еще никогда Квентин Тарантино не был так близок к жанру классического детектива, что говорит о том, что режиссер продолжает экспериментировать с жанром и развиваться. Фактически «Омерзительная восьмерка» – это спектакль о скорпионах в банке. Правда, это не в новинку – такое мы уже видели в «Четырех комнатах». Но ничто так не заставляет человека раскрыться, как вынужденное затворничество в узком коллективе, а жанр вестерна с оттенком треша удается Тарантино превосходно. И все же в следующей картине режиссера хочется вернуться к эстетике дешевых закусочных и старых американских автомобилей.
Мария Аль-Сальхани