«Время первых»: каков первый отечественный космический экшен
Совсем скоро на большой экран выходит давно и усиленно рекламируемый фильм о легендарном полете корабля «Восход-2» с Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым – «Время первых». О картине много говорили, обещали первый отечественный фильм про космос в формате 3D, причем с Алексеем Леоновым в качестве главного консультанта. Продюсер – Тимур Бекмамбетов, в главных ролях – Евгений Миронов, Константин Хабенский и Владимир Ильин. А вот режиссером стал Дмитрий Киселев – человек из команды Bazelevs, пока что отметившийся в основном «Елками». Что же из этого вышло?
С самого начала фильма в нем ощущается жесткая рука Леонова, не давшего коммерческому кино скатиться в область антинаучной ереси: ни вам астероидов, ни космического мусора в глаз, ни пришельцев. Юмор присутствует, но уместно, драмы – чуть больше, чем следовало бы...
А главное – о счастье! – роковая проблема современного российского кинематографа, заключающаяся в не поддающихся никакой логике сценариях, его не коснулась. Сценарий максимально близок к истории, многие сцены, судя по всему, снимались не в павильонах, а в РКК «Энергия», Звездном городке и ЦУПе, которые внешне мало изменились с советских времен. Конечно, достоверность достигалась и художниками, создавшими, например, точную копию «Восхода-2», и актерами, которые, хорошо представляя разницу в психологии «тогда» и «сейчас», в своих образах не вызывают диссонанса восприятия.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Неизвестный Леонов: таким легенду космоса вы еще не видели
С 18 на 19 марта 1965 года советские космонавты Алексей Леонов (Миронов) и Павел Беляев (Хабенский) совершили невероятно сложный и важный полет в истории космонавтики. Несмотря на множество неучтенных проблем, с которыми встретился экипаж, Леонов стал первым в мире человеком, вышедшим в открытый космос и вернувшимся на Землю – только представьте!
Перед нами три основных персонажа: Леонов, Беляев и «товарищ Главный» – сам Сергей Павлович Королев (Владимир Ильин), двигатель советской космонавтики, чьи уникальные плечи только могли выдержать подобную ответственность. И тут уж никуда не скрыться от темы патриотизма. Для руководства страны этот полет – новая победа в Холодной войне. Для главных героев – мечта, дело профессионализма – и, несомненно, служба родине. Несмотря на доносы и тюремные сроки, которые пережил Королев, несмотря на раскулачивание семьи Леонова. Психология людей, прошедших Великую Отечественную войну, была совершенно другой.
Можно было опасаться, что кино про советские подвиги скатится в патетику, но этого не произошло. Хотя иногда под драматичную музыку звучат-таки фразы про «народ, летающий в кандалах». Эмоции иногда переливаются через край там, где этого не требуется, – например, когда врачи обнаруживают в палате Беляева с травмированной ногой, тягающего койку, чтобы не терять форму. Выражение лиц профессиональных врачей, скорее всего, было бы спокойно-скептическим, а не полным ужаса, как будто на их глазах из живота пациента вылез Чужой. Эти недостатки, конечно, портят, но не затмевают фильм.
«Время первых» апеллирует именно к российскому зрителю и его болезненной ностальгии по великим делам. Вместе с национальной гордостью ему придется пробудить и печаль, когда этот самый зритель вдруг вспомнит о регулярно падающих «Прогрессах», не выплаченных зарплатах строителей космодрома «Восточный», коррупционных делах в отрасли. Только и остается, что ностальгировать по людям масштаба Королева.
Чего хочется пожелать хорошему, а не просто «качественному» российскому кино? Возможно, забыть о стереотипе со златовласой маленькой девочкой, заученно произносящей фразы типа «мама, а в космосе сейчас тоже ночь?», а также о стереотипном образе бабы-дуры, которой наплевать на все в мире, кроме своих инстинктов – не будем спойлерить.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Русские на Луне: как в Королеве готовятся к лунной экспедиции
А еще надо отметить, что «архетип» ежика в тумане в российской культуре пополнился новым образом – Алексея Миронова в космическом корабле после возвращения из открытого космоса. Если бы кто-то вздумал снимать кино по знаменитому мультфильму Норштейна, эту роль следовало бы отдать именно ему.
Мария Аль-Сальхани