«Главный правозащитник России» отмечает юбилей. Людмиле Алексеевой, основательнице Московской Хельсинкской группы, исполнилось 90 лет. Именинница будет праздновать день рождения в кругу родных и друзей. А президентский Совет по правам человека в честь события проведет сегодня торжественное заседание. О жизненном пути смелого человека - в сюжете корреспондента «МИР 24» Маргариты Гырыловой.
Она уже редко выходит из дома. Но всегда в курсе событий. В уютной квартире на Арбате практически не умолкает телефон. Сюда звонят и с жалобой, и за советом. Соратники и незнакомцы. Вот уже 51 год Людмила Алексеева защищает права человека.
«Чтобы власть знала свое место наемных слуг общества, временных слуг. Плохо работают - сменили, поставили другого. Я считаю, мы пришли к этому времени половину пути. У нас после краха СССР одно непоротое поколение выросло. И я, когда смотрю на них, плачу от радости», - призналась председатель Московской Хельсинской группы, правозащитник Людмила Алексеева.
Ее личный путь - как по лезвию ножа. В 60-х она машинистка в самиздате. Перепечатывала и раздавала запрещенных Гумилева, Солженицына, Цветаеву.
«Людмила Михайловна ездила на ДВ к пятидесятникам. Они просто хотели жить своей жизнью, веровать так, как хотят. Правозащитники ездили, добивались, и так эта община уехала в эмиграцию», - отметил директор Сахаровского центра Сергей Лукашевский.
Тост за здоровье Люды. Так по-простому юбиляра называют здесь, в офисе Московской Хельсинской группы. Алексеева возглавила ее 20 лет назад, как только вернулась из США. 16 лет она с мужем и сыном была в эмиграции, после того как начались гонения на участников Хельсинской группы. Ее открывали в конце 70-х вопреки режиму. Решение о создании впервые прозвучало на квартире академика Сахарова. В первый же год - обыски и аресты.
«Я, например, перед самым арестом вел политинформацию на работе и рассказывал, как олимпиада бойкотировалась разными странами и все как интересно, интересно, у нас в прессе этого не было», - отметил член Московской Хельсинской группы Вячеслав Бахнин.
«Была у нас подпольная типография по изданию религиозной литературы. Чувствую, что идет след. Встал в подъезде, съел эти списки, там у меня были адреса, фамилии. Понятно было, что сейчас возьмут. Ел, ел, это была тяжелая процедура. Вышел, но ничего не произошло», - вспоминает член Московской Хельсинской группы Валерий Борщов.
Для кого-то заступница, умеющая хлестко одернуть оппонента. Для кого-то бесспорной авторитет, не боящийся ни чинов, ни имен.
Поборница прав и свобод сегодня принимает гостей. Людмиле Алексеевой 90. О чем сожалеет? Единственное - о потерянном времени.
В этом году уже 51 год, как содержание моей жизни - правозащита. Если бы я родилась снова, начала бы не в середине жизни, а сразу начала», - сказала Людмила Алексеева.