На этой неделе не стало Олега Табакова. Без преувеличения, его уход стал личной потерей очень многих людей. За свои 82 года он успел так много, что у каждого зрителя – свой Табаков. Для одних – Шелленберг из «17 мгновений весны», Обломов из михалковского фильма, для других – хозяйственный кот Матроскин. И выделить какую-то одну роль не получится. А для всего русского театра Олег Палыч, уроженец Саратова, сделал столько, сколько, пожалуй, не сделал никто.
Казалось бы, все, о чем только может мечтать артист – сотни ролей, всенародная любовь – все у него было, а вот один знакомый драматург, в пьесе которого он сыграл главную роль, написал, что, увидев в посвящении слова великому актеру, Табаков заулыбался и было видно, что ему эти слова были приятны и очень важны. Он был великим актером, лицедеем, как говорили раньше, великим педагогом, воспитавшим нынешних звезд, имел легендарное чутье на талант, о чем говорят все, кто знал Табакова близко:
Вирус театра, вирус театрального строительства, которым их заразил учитель Олег Ефремов, Табаков воспринял сразу как пароль, как призыв к действию. Как пионер, едва почувствовав осиротелость «Современника» после ухода Ефремова во МХАТ, Табаков тут же придумал эту свою ныне знаменитую на весь мир студию, собрал школьников, которых потом скопом привел в ГИТИС, и все они были приняты на актерский курс и началась новая жизнь Табакова – великого педагога.
«Студия – это было все. Семья, жизнь, любовь для всех. У Олега Павловича был спектакль «Маугли», и эта фраза Киплинга «мы с тобой одной крови». Могу сказать и о себе, и об учениках Олега Павловича: мы одной крови. Потому что Олег Павлович выбирал студентов, актеров, соответствующих его энергетике, эмоциональности, и по духу очень близких. Интуитивно. Он тогда не знал, какими мы будем. Но он многое ощущал и про нас знал», – отметила народная артистка России Марина Зудина.
Сегодняшние птенцы гнезда Табакова сами руководители театров. Евгений Миронов, Евгений Писарев, Миндаугас Карбаускис, Кирилл Серебренников, Сергей Безруков, Константин Богомолов – все они получили заряд бодрости и первые свои и роли, и спектакли делали под его защитой и крылом.