Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения комсомола. В этот день в 1918 году на I Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи был образован Российский коммунистический союз молодежи. ВЛКСМ – одна из самых массовых организаций в истории международного молодежного движения. В ней в разное время состояли около 200 миллионов юношей и девушек. Корреспондент «МИР 24» Дмитрий Барбаш о том, чем запомнилась комсомольская юность россиянам.
История комсомола – это история их жизни. Познакомились в шестидесятых на Урале. Она юная активистка, он – молодой секретарь «первички». С тех пор вместе, всегда там, где говорила партия. Это потом ее супруг Геннадий Иосифович станет первым секретарем Тюменского обкома ВЛКСМ. Но сначала была комсомольская свадьба.
«Когда у молодоженов не было денег на то, чтобы организовать торжество, комсомольцы собирались, печатали билеты. Эти билеты потом все распределили и купили, было торжество и празднество», – вспоминает ветеран ВЛКСМ Лидия Шмаль.
И здесь тоже работали больше не за деньги, а за идею. «Молодым покоряется даль, молодым по душе магистраль», – пели в 70-е Юрий Вербицкий и тысячи других комсомольцев-строителей БАМа. Ответственный работник в тайге и сам, порой, шпалы укладывал, и досуг товарищей организовывал. Все это лежало на комсомольских плечах.
«Мы организовали фестиваль самодеятельной гитарной бардовской песни. Чтобы каждый мог петь. В 1975-76 гг, по данным торговых сетей, на БАМ было завезено около пяти тысяч гитар», – отметил Юрий Вербицкий, в 1980-х годах начальник штаба ЦК ВЛКСМ.
Комсомольские песни пели и в палатках, и в Кремлевском дворце съездов. Не одно десятилетие они в репертуаре самых известных советских исполнителей. И им подпевают до сих пор.
«Может быть, были слова трафаретные, плакатные. Но они людям нравились. Как не вспомнить песню «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз»?! В ней нет слова «комсомол». Страны нет, но люди помнят эту песню», – говорит руководитель ВИА «Самоцветы» Юрий Маликов.
Но кто-то по бурным комсомольским рекам плыл на маленьком плоту. Певец и композитор Юрий Лоза хоть и был комсоргом группы в Казахстанском государственном университете, общественную работу поменял на пиво. И в идеалы ВЛКСМ не верил.
«Я перекрывал шваброй дверь и говорил: либо мы будем комсомольское собрание проводить, либо скидываемся по десять копеек по этой ведомости и разбегаемся. По тем временам по десять копеек с 24 человек – это было два рубля сорок копеек. Кружка пива стоила 22 копейки. Десять кружек пива я зарабатывал», – вспоминает Юрий Лоза.
Другому известному комсомольцу, публицисту Анатолию Вассерману, больше всего запомнился прием в его ряды. Когда говорили не о моральном кодексе строителя коммунизма, а о математике.
«Девушка, проходившая собеседование передо мной, оговорилась, назвала знаменитого математика первой половины 19 века Эверест Галуа. Я не выдержал, и с места поправил на Эварист Галуа. Это заметили, и собеседование со мной состояло, в основном, из беседы об Эваристе Галуа», – рассказал Анатолий Вассерман.
«Комсомол, о чем мечтаешь?» «Партия, дай порулить! – так шутили молодые КВНщики в конце 80-х. И прощались со своей юностью. Некоторые из тех, кто тогда носил значок на лацкане пиджака, позже пополнили список «Форбс». А сама организация, по мнению ее членов, исчерпала себя. Как только там появился формализм и бюрократия, и ушла романтика.
Смотрите на телеканале «МИР» 30 октября в 00:10 мск премьеру документального фильма «Школа жизни: комсомол». Не пропустите!