От Айболита до Врунгеля. Наследие и новаторства Давида Черкасского
Не стало Давида Черкасского – режиссера и художника-мультипликатора. Ему было 86 лет. Он стоял у истоков анимации и всегда был за кадром. Но на всем постсоветском пространстве хорошо известны и морской волк Христофор Бонифатьич, и воры-неудачники «бандито-гангстерито», и доктор-философ Айболит, и буйные пираты.
Творчество Давида Черкасского вполне заслуженно можно назвать культовым. Мультсериал «Доктор Айболит», «Остров сокровищ» и «Приключения капитана Врунгеля» – анимация, фразы и песни из которой засели в голове на долгие годы и разлетелись на цитаты.
Черкасский решил стать мультипликаторм в шесть лет. Начал творить еще в 60-х. В 1965 году дебютировал мультфильмом о противопожарной безопасности под названием «Тайна черного короля». Анимация, как и в последующих работах, была осуществлена технологией плоской марионетки, а именно перемещением бумажных моделей персонажей по стеклу. Это стало его отличительной чертой.
Давид Черкасский использовал новаторские для советского кинематографа приемы, совмещая в кадре мультипликацию и игровые съемки. Например, настоящее море, по которому плавают герои мультика «Приключения капитана Врунгеля», и сочетание живых актеров и рисованных персонажей в «Острове сокровищ». Но, пожалуй, основной фишкой автора были захватывающие дух трехмерные пролеты камеры. До Черкасского никто так не снимал.
Но все же главное это не технические приемы, а персонажи, ставшие родными, реплики которых превратились в крылатые.