50 лет покушению на генерального секретаря ЦК КПСС. 22 января 1969 года младший лейтенант советской армии пытался убить Леонида Брежнева. Автор программы «Секретные материалы» Алексей Хохлов встретился с человеком, который стрелял в генсека. О новом выпуске «Секретных материалов» – в материале корреспондента «МИР 24» Евгении Булатовой.
Виктор Ильин живет в Петербурге. Почти ни с кем не общается. О том, что произошло 50 лет назад, вспоминать не любит. С журналистами говорить отказывается. Но для автора программы «Секретные материалы» Алексея Хохлова он сделал исключение.
«То, что я имел расположение к оружию, то, что было мной в распоряжении, это сыграло значимую роль. Это ощущение того, что у тебя есть, и ты можешь всегда… это не хуже наркотиков», – признался Ильин.
21 января 1969 года. Младший лейтенант советской армии Ильин похитил оружие из своей воинской части, самовольно покинул расположение и вылетел в Москву. В столице Ильин раздобыл милицейскую шинель и на следующий день уже в новом обличье стоял в отцеплении у Боровицких ворот Кремля. Ему хватило несколько секунд, чтобы выпустить во вторую машину автоколонны 11 пуль. Стрелок был уверен: там едет генсек. Но в автомобиле оказались космонавты Алексей Леонов, Адриан Николаев, Валентина Терешкова и Георгий Береговой.
«Естественно, что летчики-космонавты в ту пору были любимцами советского народа. И я вспоминаю, как мы, школьники, были поражены, какой безумный человек осмелился поднять руку на космонавтов», – рассказал профессор СПбГУ Андрей Вассоевич.
Ильина признали душевнобольным и отправили на принудительное лечение в Казанскую спецбольницу. Там он провел в одиночной палате почти 20 лет.
«Обеспечивали более-менее цивилизованный, нормальный человеческий досуг. Я один из немногих в Союзе, которые читал все советские журналы», – вспоминает Ильин.
По его словам, гулять его выпускали каждый день. Сначала это был час, а потом полтора.
О своем поступке он не жалеет. Угнетает лишь вина за судьбы незаслуженно пострадавших от него людей.
«Из-за меня пострадало много невинных людей. Вот это самое тяжелое, то, что понимаешь, что ты виновен. И тут никакие отмаливания грехов, в церковь ходить… людям жизнь не вернет, не исправит и не восстановит. Это уже мой крест», – указал Ильин.