Великая Отечественная война стала крупнейшей войной в истории человечества. 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут войска фашистской Германии напали на СССР. Война шла 1418 дней и ночей и завершилась 9 мая 1945 года. В боях ВОВ участвовало 34,5 млн советских воинов. В армию и на флот было призвано почти 500 тыс. женщин. Потери Советского Союза в годы войны – 26,6 млн человек. Можно ли было избежать Великой Отечественной войны? Об этом в эфире «МИР 24» рассказал историк, кандидат исторических наук Алексей Исаев.
В той ситуации, в той международной ситуации насколько она была неизбежна? Были ли варианты обойтись без войны?
Исаев: Были варианты обойтись сравнительно малой кровью. Но они были уже все исчерпаны к 1939 году. Можно было избежать войну в 1936 году, можно было быстро раздавить Гитлера в 1938-м. Относительно опять же быстро. Но все эти варианты менее кровавого развития событий, они оказались упущены, прежде всего, к сожалению, европейской дипломатией. И в условиях уже начавшейся войны 1941 год и вообще конфликт с Германией был неизбежен. Поэтому Советский Союз интенсивно готовился, но, вообще говоря, готовился еще с начала 30-х.
Когда говорят о начале войны, все время всплывает тема о том, что разведка докладывала Сталину, что будет начало войны, называлась точная дата – 22 июня. Но руководство СССР и лично Иосиф Виссарионович это все проигнорировали. А что же было на самом деле?
Исаев: На самом деле, главной проблемой было не что сообщить, а когда сообщить. Потому что сколько сообщений о том, что вторжение будет 22 июня, полученных, к примеру, июня 18-го, оно уже ничего не решало. Требовалась достаточно точная, убедительная информация примерно в конце мая. Это позволяло отреагировать соответствующим образом, перебросить войска из внутренних округов, из глубины особых округов, и встретить, как говорится врага во всеоружии 22 июня. А когда шли предупреждения с постоянно смещающейся датой, руководство оказывалось дезориентировано. При этом если брать инициативу на себя, без веских на то оснований заниматься переброской войск, то можно было втянуться в войну вне зависимости даже от первоначальных планов Гитлера, учитывая, что шло интенсивное перевооружение армии, раскручивание работы военной промышленности. Никакого желания влезать в войну по своей инициативе прямо в 1941 году у высшего руководства СССР не было, ориентировались на действия противника. То есть если противник соберется, то да, будем реагировать, но для этого нужно было знать об этом как минимум за месяц.
Продолжение интервью смотрите в видеоролике.