Рассекречены данные о лечении маршала Жукова
Российские ученые впервые обнародовали данные о лечении маршала СССР Георгия Жукова, который в 1968 году перенес инсульт.
Оказалось, что врачи под руководством Евгения Чазова применили инновационный для того времени метод – тромболитическую терапию, сообщает European Heart Journal.
В конце 1960-х годов медицина только начала осваивать подобные средства, и серьезных исследований на данную тему еще просто не существовало.
Из истории болезни следует, что 71-летний Жуков был госпитализирован 1 января 1968 года с симптомами инсульта.
Сначала его состояние оценивалось как «средней тяжести», но уже в следующие дни стало быстро ухудшаться.
Медики пришли к выводу, что пациент страдает от прогрессирующего сужения артерий, питающих ствол головного мозга.
Чтобы избежать возможных тяжелых последствий, Чазов предложил провести терапию для растворения тромбов в артериях. Для этого пациенту внутривенно вливали фибринолизин, гепарин и антагонисты витамина К.
Уже через два часа состояние Жукова улучшилось, а два дня спустя (23 января) неврологические симптомы впервые с момента госпитализации показали положительную динамику – в частности, стали восстанавливаться функции левых конечностей.
Терапия проводилась вплоть до момента, когда маршала выписали – это произошло 22 мая 1968 года. За прошедшие месяцы он снова смог самостоятельно сидеть, а затем и ходить. Его состояние сочли «сравнительно удовлетворительным», а симптомы поражения головного мозга значительно сократились.
Отмечается, что после инсульта Жуков прожил еще шесть лет (он скончался в июне 1974 года).
Современные эксперты поясняют, что подобная терапия небезопасна – она может улучшить состояние, но также повышает риск кровоизлияния в мозг. Определенные препараты назначаются лишь в «терапевтическое окно» – не позже 3,5 часов после приступа. Но, с учетом развития медицины в 1968 году, решение врачей было полностью оправдано.
Ранее сообщалось, что рассекречен рапорт Георгия Жукова об освобождении Варшавы в 1945 году. В тексте говорится, что город фактически уничтожен: промышленные предприятия «стерты с лица земли», жилые дома взорваны или сожжены, городское хозяйство разрушено.