Важнейшее из искусств: российский кинематограф отмечает вековой юбилей
От немого «Потемкина» до оскароносных «Войны и мира». Сегодня свой день рождения отмечает российский кинематограф. Его история насчитывает больше ста лет. Именно в этот день в 1919 году подписали декрет о национализации кинодела. Как развивалось искусство на протяжении века, выясняла корреспондент телеканала «МИР 24» Валентина Бекшаева.
Российское кино началось со «Стеньки Разина» в 1908 году. «Понизовая вольница» – первый шестиминутный художественный фильм. А раскрашенный вручную «Броненосец Потемкин» открывает эру цветной картинки. С 1931 года происходит закат немого кино. Звучит музыка, «Камера! Мотор!», и зритель навсегда влюбляется в Любовь Орлову. Творческий дуэт актрисы с режиссером Григорием Александровым дарит стране музыкальную комедию «Веселые ребята». После Венецианского кинофестиваля он входит в шестерку лучших фильмов мира.
Темы и герои на экранах менялись с той же скоростью, что история страны. Война навсегда вписала в кинематограф «Трактористов» и «Кубанских казаков» Ивана Пырьева. В 1950-е гг. советское кино впервые получает «Золотую пальмовую ветвь» – за фильм «Летят журавли». А зрители начинают копировать моду с экранов.
«Короче, дело ясное. Костюмы надо заменить, ноги изолировать», – говорит герой Игоря Ильинского в «Карнавальной ночи».
Платье Людмилы Гурченко из «Карнавальной ночи» становится мечтой каждой советской модницы. В период оттепели на студии «Мосфильм» лучшие режиссеры страны снимают знаковые картины десятилетия.
Советские фильмы смотрели и любили не только на Родине. Мировая известность приходит к Тарковскому после ленты «Иваново детство». «Война и мир» Сергея Бондарчука и «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова получают премию «Оскар». Собирается золотой фонд советского кинематографа.
«Сеньора, к сожалению, ничего не выйдет! Руссо туристо, облико морале, ферштейн?» – говорит герой Андрея Миронова в фильме «Бриллиантовая рука».
Комедии Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова навсегда стали народными. Сегодня само пространство кино изменилось, отмечают эксперты. И уже неважно, что происходит на экране, главное – как. Историки же уверены: время очередного подъема киноискусства не за горами.