«Это не дело прокуратуры»: педагог прокомментировал отмену «звонка для учителя»
В Новосибирской области официально отменили «звонок для учителя». Негласное правило, действовавшее в девяти школах Маслянинского района, не понравилось сотрудникам прокуратуры. В итоге надзорное ведомство опротестовало локальные акты местных школ, заявив, что их положения нарушали права и законные интересы учащихся.
В частности, были опротестованы правила школьного внутреннего распорядка, согласно которым «звонок дается только для учителя», а ученик имеет право покинуть класс только после того, как преподаватель объявит о конце занятий.
В пресс-службе ведомства пояснили, что это положение противоречит закону об образовании и нарушает законное право детей на отдых между уроками. Согласно санитарным нормам, продолжительность занятия не должна превышать 45 минут, а для первоклассников – 40 минут.
Неужели знаменитое правило, которому многие поколения школьников беспрекословно следовали столько лет, оказалось незаконным? И нормально ли то, что прокуратура вмешивается в школьный распорядок? «МИР 24» узнал, что на этот счет думает заслуженный учитель РФ, профессор МГПУ, историк Александр Снегуров.
«Я считаю, что не дело прокуратуры вмешиваться в эти аспекты, потому что тогда у нас уже и уборка помещений будет относиться к ведению прокуратуры. А у прокуратуры достаточно много забот, которые должны решаться и решаются плохо. Мне кажется, это всплеск в рамках какой-то кампании, раздутой конкретными людьми или ведомствами, не знаю по какой причине. Достаточно школьных нормативных актов, ну или, по крайней мере, министерства или департамента образования, чтобы эти вопросы урегулировать.
Звонок должен означать завершение урока и для учителя, и для ученика, это – общий сигнал для всех, подчеркнул Снегуров. Но признался, что, будучи педагогом с большим стажем, сам нередко нарушал это правило и задерживал учеников в классе.
«Я не отношусь к этому так формально и одиозно. Лично я часто задерживал учеников после этого сигнала, чтобы успеть еще что-то сообщить; у меня всегда было стремление рассказать им больше. Наверное, этим самым я раздражал ребят, потому что перемена должна быть полноценной. Недовольны были и коллеги, которые вели урок после меня в этом классе, потому что ученики ссылались на то, что они не отдохнули и опаздывали на следующий урок. Но все-таки это делалось для пользы учеников. Я никогда не считал, что польза [заключается] в выполнении любых нормативов в любых условиях. Иначе мы бы много полезного не сделали», – заключил профессор.