В этом году исполняется 40 лет фильму Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», снятого по мотивам романа Ивана Гончарова. Эта экранизация отечественной классики не теряет своей важности и сегодня – в ней можно найти отражение сентиментальной русской души, которую так любит изображать в своих картинах Никита Сергеевич. Режиссер отметил свой 74-й день рождения. Обладатель «Оскара», «Золотого льва» Венецианского фестиваля и Гран-при Каннского фестиваля, Михалков за свою карьеру снял более 30 фильмов. Что их объединяет - расскажет корреспондент «МИР 24» Екатерина Макарова.
Россия, 1920-е годы, закончилась Гражданская война, но разбои в стране продолжаются: бывшие белые офицеры грабят поезд с золотом, которое нужно было обменять на хлеб для голодающих. В схватку с головорезами вступает пятерка друзей-большевиков. Погони на лошадях, стрельба и дикие земли. Лихо закрученный истерн «Свой среди чужих, чужой среди своих» стал дебютной картиной Никиты Михалкова.
«Это его первая картина, вы можете себе представить, первая картина! Он абсолютно свободен, никаких штампов внутренних и профессиональных, наработанных годами», – отметил народный артист РСФСР Сергей Шакуров.
В своей первой серьезной работе Михалков разошелся: использовал нетривиальные ракурсы камеры, флешбэки, то есть отсылки к прошлому, поиграл с цветовой гаммой. Лента «Свой среди чужих» стала классикой российского кинематографа. С нее же началась ода невозвратному прошлому. Как пример, можно вспомнить его фильмы «Раба любви» и «Утомленные солнцем», за который режиссер получил «Оскар».
Россия Михалкова всегда несет историческую миссию, это кипение страстей и надломленность судеб. Все эти черты легко считываются в «Сибирском цирюльнике». Там и широкие народные гуляния, и любовная драма, и величественная монархия. Кстати, императора Александра III Михалков сыграл лично. Сценический костюм монарха сегодня хранится в Музее кино.
Белоснежные салфетки и любовно сервированный стол на даче комдива Котова, или живописно развернутая панорама русской Масленицы с блинами, икрой и расписными платками. В своих фильмах Михалков стремится все изобразить красиво и празднично. Наверное, поэтому режиссер так любит показывать цыган. Яркие, шумные, с песнями – они встречаются во многих его картинах.
«Главная его черта, как ни странно, демократичность. Потому что все, что у него есть чуть-чуть больше, чем у других, он хотел отдать другим, поделиться с другими. Это не очень многим свойственно. Для него ощущение человека-праздника было очень важно, и цыгане ровно оттуда же. Он всегда был очень эффектен: в белых костюмах, цыганочку танцевал обязательно с выходом, то он на корабле, то на лошади. Это часть его имиджа», – рассказала историк кино Лидия Кузьмина.
Фильмы Михалкова можно узнать по сценариям на основе русской литературы. По мотивам произведений Чехова, Гончарова, Бунина режиссер снял «Неоконченную пьесу для механического пианино», «Несколько дней из жизни Обломова» и «Солнечный удар». Сам Никита Сергеевич говорит: благодаря русской классике, отечественный кинематограф всегда будет душевнее Голливуда.
Сентиментальную русскую душу в работах Никиты Сергеевича подчеркивает музыка Эдуарда Артемьева. Если в фильме заиграла его композиция, будьте уверены – режиссер картины Никита Михалков. Еще одна черта режиссера Михалкова: он делает все, чтобы его новый фильм стал событием. Его картины обсуждают, любят, ненавидят, но всегда смотрят.