Громкая традиция: 155 лет первому полуденному выстрелу с Петропавловки
Во времена Петра Первого о наводнениях и пожарах в городе жителям сообщали залпами пушки с Нарышкина бастиона. Тогда орудие стреляло минимум по три раза в день: к началу рабочего дня, к обеду и к отдыху. А с 1865 года начали давать один залп в полдень. Громкой традиции в этом году – 155 лет. Сейчас дать сигнал точного времени приглашают почетных граждан и гостей Петербурга. Корреспондент «МИР 24» Нахид Бабаев – о самом необычном символе.
Каждый день с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости ровно в 12 стреляет гаубица Д-30. За тем, чтобы она работала исправно, следит всего один человек – канонир Михаил Иванович Шилин.
Пока туристы выбирают лучшие места для обзора, он с зарядом в руке поднимается к орудию.Полковнику в отставке 66 лет, 15 из них он служит на стене.
«Пушка дает осечку, это человеческий фактор. За период моей службы такое было всего два раза. Но пушка стреляет все равно, в любом случае люди слышат выстрел. Потому что есть вторая резервная пушка», – отметил канонир Петропавловской крепости Михаил Шилин.
Подготовка длится не более пяти минут. Михаил Иванович может делать все хоть с закрытыми глазами: расчехлить дуло, протереть казенник, вставить снаряд и ждать.
За время службы у канонира Шилина набралось более 300 выстрелов. По традиции залп из пушки дают почетные гости.
«Много очень интересных личностей. Но, конечно, запомнился наш Владимир Владимирович – президент, с которым мы стреляли. Из иностранных гостей – министр обороны США. Стрелял даже принц Чарльз. Это было давно, но он получил очень большое удовольствие от выстрела. Стреляла принцесса Монако Стефания», – указал Михаил Шилин.
Гаубица стреляет холостыми, а направлена в сторону Васильевского острова.
«Чтобы меньше тряслись стекла в Эрмитаже, чтобы не было никаких помех для сигнализации», – поясняет Михаил Шилин.
Залп дают каждый день, при любых погодных условиях. Иначе это будет уже нарушение закона.
С 2008 года выстрел с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости закреплен в уставе города. Теперь это такой же символ, как разводные мосты или белые ночи.