Что выгоднее: взять ипотеку или снимать жилье? Как шеринг-экономика меняет рынок недвижимости? И может ли квартира прокормить в старости? На эти вопросы ведущего «МИР 24» Дениса Терехова ответил эксперт рынка недвижимости Никита Воробьев.
- Что же лучше снимать или покупать?
- Лучше идти и покупать. Почему? Ты снимаешь, а я купил. В чем разница? Я эти деньги, которые ты платишь какому-то дяде, в ипотеку плачу самому себе и накапливаю.
Арендовать – дешевле, покупать – надежнее, но каждый решает сам
- Я эту квартиру за эти деньги могу снимать 60 лет. При всей вере в российскую медицину столько не проживу еще.
- 60 лет снимать квартиру точно не будешь, а вот я свою буду снимать где-то 20 лет и выплачу ее полностью. На сегодняшний день, хочу сказать так, ты видел какая сейчас ипотека. Ипотека – 6,5%. Отличная ставка. И ты за эти деньги арендуешь. Как человек, смотрящий в будущее, у меня на пенсии уже будет своя собственность, капитализация.
- Ты человек прошлого, потому что экономика шеринга победит. Мы научились арендовать автомобили, научились арендовать квартиры. Ты же когда приезжаешь в Турцию или Египет, не покупаешь там отель?
- Мы вообще в капиталистической стране живем. Мы должны думать о своем будущем, ты о пенсии думаешь? Конечно. Тебе пенсию будет государство платить. Нет.
Конечно же, нет. А какие деньги на тебя будут работать? У тебя что вклад какой-то, депозит под 3% или что?
- Не поверишь, я на пенсию откладываю отдельно.
- А инфляция? Квадратный метр, может, и консервативно, но уверенно, стабильно. Ты можешь сдавать и так далее, то есть есть какая-то капитализация.
Покупка квартиры перестает быть сакральным действием
- Раньше квартира как свет в оконце. Я всю жизнь коплю на квартиру или жду в очереди. И вот мне дали ключи, я въехал в свои, значит, 45 квадратных метров ( на 57-й или 121-й этаж). Но сейчас в мире шеринга, в мире минимализма получается, что квартира – как сменил футболку.
- У тебя же семьи нет, ты же не живешь с детьми, у тебя нет социальной истории про то, что детей нужно водить в школу. (Я воскресный папа). А я привязан к району, мне нужна школа, мне нужно, чтобы во дворе у меня гуляли, играли дети. Я привязан с детьми. Когда ты шеринг свой делаешь, ты переезжаешь в другое пространство, и ребенку нужно адаптироваться. Это уже совсем другая ситуация. Семейное пространство – это очень важно. Молодежь, когда подходит к возрасту 27-30 и создает семью, которые вчера говорили: мы в аренде, мы будем путешествовать, сейчас говорят – надо свое гнездо вить.