Владелец заводов, газет, пароходов: взлеты и падения Бориса Березовского
Сегодня Борису Березовскому исполнилось бы 75 лет. Он был одним из самых богатых людей России, занимался политикой, дружил с Борисом Ельциным и входил в правление «Сибирской нефтяной компании», но закончил жизнь банкротом в эмиграции. Корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов узнал все о его взлетах и падениях.
Как его только ни называли. «Великим и ужасным», «серым кардиналом России» и даже «крестным отцом Кремля». Он говорил: «Я никогда не делаю миллионы. Только миллиарды». Впрочем, он не всегда был таким.
Первые четверть века сознательной жизни талантливый математик Борис Березовский отдал науке. В 37 лет – уже доктор технических наук, мечтает о Нобелевской премии. Но в горбачевскую перестройку на горизонте замаячили другие возможности. Бывший ученый решил складывать и умножать совсем другие цифры. В 1989-м тогда еще никому не известный бизнесмен придумал свою первую формулу успеха – «ЛогоВАЗ».
Он усвоил и друзей научил: по «простым понятиям» машины с Тольяттинского завода якобы продавали за границу по льготной цене. Но лишь на бумаге. На деле же «Жигули» разворачивали прямо на таможне и возвращали назад. Как импорт. Причем в два-три раза дороже. Деньги потекли рекой. Хватало с лихвой и финдиректору Березовскому, и его правой руке Бадри Патаркацишвили. С солидным стартовым капиталом Березовский пускается в большое плавание.
«Мне нравилось заниматься математикой, я занимался, как наркоман! Я ж экстремист. Я всем занимаюсь до упора. Потом бизнесом занимался тоже 20 часов в сутки!» – рассказывал Березовский.
«Он на одно время назначал встречи в нескольких разных кабинетах. Забегал в один, выслушивал, давал свои предложения, убегал в другой. По кругу вот так вот бегал», – поделился депутат Государственной думы РФ Андрей Луговой.
В середине 1990-х Борис Абрамович уже вовсю строил свою «семью», как ее позже станут называть. Он – «крестный отец» той самой «семибанкирщины». Это его команда вошла в доверие к Борису Ельцину. А его, Березовского, «дом приемов» в самом центре Москвы в 1996-м на время стал предвыборным штабом. «Политики – это наемные рабочие предпринимателей» – это тоже фраза Березовского.
«Надо приватизировать не завод, а его директора» – его же правило. Люди Березовского участвовали в приватизации. Он правил и в информационном поле – под контролем Бориса Абрамовича была газета «Коммерсант» и десяток других изданий. Он получил в фактическое владение радиостанцию, телеканал «ТВ-6» и даже купил акции ОРТ – «первой кнопки телеэфира».
В 1994-м Березовского даже пытались убить. Взорвали автомобиль, водитель погиб, а его самого контузило. И он пошел на прием сразу к директору ФСБ Николаю Ковалеву.
«Березовский пришел к Ковалеву и предложил ему полностью финансировать эту структуру. Но это вообще был полный абсурд, потому что это государственная структура – раз, во-вторых, это специальная служба – два, в-третьих, – она подчиняется исключительно только президенту РФ. И вдруг прибегает такой суетливый маленький Березовский, который начинает говорить о том, что он готов приватизировать эту структуру. Естественно, его послали далеко и надолго», – рассказал полковник ФСБ в отставке Александр Михайлов.
И Березовский пошел во власть. Его люди и так везде. Их так и называют «подберезовики». Пора и самому.
«В какой-то период времени он даже стал заместителем секретаря Совета безопасности. А это вообще должность, как вы понимаете, неприкасаемая. И вот сегодня все задают вопрос, как же так, как же так? Ну вот так!» – отметил Александр Михайлов.
Год спустя у него повышение. Борис Березовский становится чиновником мирового уровня. Исполнительный секретарь СНГ. Но недолго. За политика сначала взялись депутаты, а потом и Генпрокуратура. На Березовского заводят сразу несколько уголовных дел: о незаконном предпринимательстве, мошенничестве, отмывании денег и даже заказных убийствах.
Тюрьмы не случилось. Он бежал в Лондон. Позже его лишь заочно приговорят сразу к нескольким тюремным срокам. И он станет мстить и власти, и родному государству в целом.
«Все, что он хотел и мечтал построить, развалилось. Он не смог занять свое место ни в одной другой стране. Он пытался», – сказал адвокат Александр Добровинский.
А вот от сумы спастись миллиардеру была не судьба. Решение лондонского суда Березовского потрясло. В иске к бывшему партнеру по бизнесу – отказать. У Романа Абрамовича Борис Абрамович требовал компенсации в пять миллиардов долларов за невыгодные сделки. А ранее ушел из жизни Бадри Патаркацишвили. И активы Березовского умерли вместе с самым близким соратником. Их попросту забыли оформить. Последний удар был от его третьей, гражданской жены. Повестка в суд. Арест 200 миллионов фунтов. «Бесцельно прожитые годы» Елена Горбунова оценила в пять миллионов фунтов и два особняка во Франции. Миллиардер стал одиноким полным банкротом.
«Колония английская его предала, он так считал. Это ударило его не то что ниже пояса, это был выстрел в мозг, в сердце. Он не мог этому поверить», – сказал Александр Добровинский.
Владимир Жириновский – один из последних россиян, кто видел опального олигарха живым. Случайная встреча в январе 2013-го. В гостинице, в израильском Эйлате, на побережье Красного моря.
Всего покаянных писем Владимиру Путину отчаявшийся Березовский отправил два. Но ответа так и не дождался. 23 марта 2013 года он перестал выходить на связь. Охрана нашла его в особняке в Лондоне. Выломали дверь в ванную. Березовский был мертв. Основной официальной версией смерти стало самоубийство.
На родину Березовский не вернулся и после смерти. На его могиле в Лондонском некрополе по сей день нет даже надгробия. Лишь простой деревянный крест.