Ушел из жизни народный артист России, режиссер Владимир Меньшов. Ранее он стал героем документального цикла «Рожденные в СССР», где рассказал о том, через какие трудности ему пришлось пройти на пути к славе.
Начало 50-х. Астрахань. Старшеклассник Володя только что вернулся с занятий местного драмкружка. Ему страстно хотелось играть роли, и не где-нибудь, а в настоящем кино. Как, например, Наташа Защипина – мечта всех советских подростков.
«Я написал, я помню, в девятом, что ли, классе письмо Наташе Защипиной. Это героиня наших детских фильмов была, хорошая актриса. Но она мне не ответила. Она пустила это письмо как предмет насмешки, где-то оно по ВГИКу ходило», – вспоминал народный артист России Владимир Меньшов.
Свое наивное письмо Володя Меньшов увидел потом в сатирическом журнале. Но насмешки его не остановили – ни тогда, ни в будущем. К нему снисходительно относились в преподаватели школы-студии МХАТ. Над ним потешались однокурсники: провинциал, некрасивый, да и ноги кривоваты. А Меньшов сыграл более сотни ролей, его режиссерские работы в списке культовых картин. Фильм «Москва слезам не верит» получил заслуженный «Оскар».
«Мосфильм» слезам не верит» – так можно было сказать про Владимира Меньшова. Главная киностудия Советского Союза – недостижимая, казалось бы, мечта.
«Когда я впервые увидел троллейбус №36, если я не ошибаюсь. Он шел от Киевского вокзала. И я увидел среди остановок «Мосфильм». Я поверить своим глазам не мог. Я думал, что он – хрустальный дворец в горах, к которому на дирижаблях подплывают», –вспоминал Владимир Меньшов.
Школьные друзья считали, что Володька Меньшов со странностями. Мальчишки в 50-е годы мечтали стать летчиками, сталеварами, геологами. А актер? Ну что это, несерьезная профессия.
«Я благодарен маме, ну и отцу, конечно, что они дали мне деньги на общий вагон, чтобы я поехал в Москву. Первый раз я провалился с мощным грохотом, во второй раз – с меньшим. В общем, на четвертый раз я поступил», – говорил Меньшов.
1949 год. Архангельск. Восьмилетний Володька с трудом выпросил у матери рубль. Не на пряники, не на игрушки. Его завораживала новая афиша у кинотеатра «Север». Фильм назывался «Весна». В главной роли – Любовь Орлова. Здесь, в Архангельске, маленький Меньшов начал влюбляться в кино.
«Самые мои яркие детские воспоминания связаны с Архангельском. Река, а не моря, деревянные мостки, деревянные дома – все было сделано из дерева. А самое главное – длинные белые ночи, все лето стояли белые ночи», – указывал Владимир Меньшов.
Природа Русского Севера очаровала Меньшова. Он вспомнил эти ощущения много лет спустя, в 1984 году, когда искал натуру для фильма «Любовь и голуби».
«Я был в той деревне, где он снимал фильм «Любовь и голуби». Я ему позвонил и сказал: «Вы знаете, где я сейчас нахожусь, Владимир Валентинович? В той самой деревне! Жители, конечно, гордятся, что у них сняли этот фильм», – сказал певец Олег Митяев.
Фильм получил множество придирок от цензуры и критиков. В стране идет очередная антиалкогольная кампания – все сцены с пивом вырезать. Сцену в баре убрать, монолог про экстрасенсов вырезать. Но даже после всех правок картина шла на экранах с огромным успехом. Меньшова начали сравнивать с Василием Шукшиным за его любовь к простому народу.
«Остается только сожалеть, что он снял не так много фильмов, потому как все, что он снял, было здорово. И таким людям надо доверять. Надо просто прийти и сказать: «Вот, возьмите деньги и снимайте что хотите», – указал Олег Митяев.
Но борьба с критиками, цензорами, сложности съемочного процесса так утомили Меньшова, что он почти 10 лет ничего не снимал.
Когда в 1995 году появились анонсы долгожданной новой картины Владимира Меньшова, критики возмутились: «Опять Меньшов влезает в киноискусство со своими провинциальными вкусами». Комедию-фарс «Ширли-мырли» объявили самой пошлой картиной года.
«Он уважаемый человек, и несмотря на то, что его картина не была принята содружеством кинематографистов, все равно он оскароносец, а это о многом говорит. Человек, который создал неповторимые картины, он имеет право на такой поступок», – сказал Валерий Гаркалин.
«Ну вот прошло время, и ты понимаешь, что это очень смешно и это надолго», – считает Олег Митяев.
«Выход картины «Ширли-мырли», переход в такой фарс был вполне органичен для Владимира Валентиновича той поры», – считает Игорь Угольников.
Смелость в принятии решений он не раз еще проявит, особенно зрители удивились на премьера фильма «Зависть богов». Ради искусства Меньшов «раздел» собственную жену, которой в то время было далеко за 50.
После «Зависти богов» Владимир Меньшов не снял ни одной картины, но много и успешно играет в других фильмах.
«Слава богу, остался «Мосфильм». Это правление не дало приватизировать его. Не устоял ни «Ленфильм», ни студия Горького, ни «Одесса» – все пропали. Мы остались в одиночестве, еще красивей, чем в прежние годы», – говорил Владимир Меньшов.
Он давно уже покорил «Мосфильм», но по сути Меньшов остается провинциалом в лучшем смысле этого слова. Человек с принципами, со своим мнением, с характером. В 2007 году он отказался вручать приз фильму «Сволочи», назвав его позором для страны. В 2011 году не подписал решение о выдвижение на премию «Оскар» фильма Никиты Михалкова. Эти его поступки некоторые сочли скандальными.
«Конечно, его очень отличает эта прямолинейность. То есть он не будет молчать. И мы знаем ряд поступков, которые он совершил публично, невзирая на лица», – отмечал Олег Митяев.
«Хочу встретиться с вами на 90-летие, Владимир Валентинович, и на 100-летие. Вы, конечно, к ста годам по характеру немного изменитесь, но мы потерпим вас таким», –говорил ранее Игорь Угольников.
И, может быть, уже и ему напишет письмо девятиклассник из Архангельска или Астрахани с вопросом, как попасть в кино, где набраться смелости и как не потерять себя настоящего в том мире, где постоянно приходится менять роль.