Вредитель из тропиков: сочинским пальмам угрожает бабочка-бурильщик
Пальмы Адлера и Хосты гибнут из-за нашествия южноамериканского вредителя бабочки-бурильщика. Коварное насекомое удается обнаружить только тогда, когда дерево уже уничтожено изнутри. Кто и как спасает растения, узнала корреспондент «МИР 24» Надежда Сережкина.
«Как будто кто-то сделал узоры. Листья начинают опускаться, как будто повяли. Это первый признак, что пальма повреждена. Плюс вокруг пальмы начинают летать красивые бабочки».
Такая красивая, но коварная примета – верный симптом, что растение на грани гибели. Всему виной заморский гость – бабочка-бурильщик. Крупная и яркая. С размахом крыльев до 10 сантиметров. В Россию она попала накануне Олимпиады, с грунтом южноамериканских пальм. На родине – в Бразилии и Аргентине – у бурильщика есть грозный естественный враг летучая мышь. В наших краях бороться с экзотической бабочкой приходится человеку.
Гусеница бурильщика в одиночку способна уничтожить взрослое дерево. Внутри ствола она прогрызает галереи ходов. Поедает все, что окажется на ее пути – побеги, листья, корни.
«Таким образом выедается точка роста пальмы. Вот вы видите, она значительно глубже. То есть не в том месте, где видимая линия отхождения листьев, а намного глубже».
Такое дерево остается только сжечь, чтобы вместе с древесиной погибли личинки. Спасением еще не зараженных пальм заняты сочинские биологи. Молодые деревья опрыскивают лекарственными растворами или крепят под кроной специальные «капельницы».
Испытывают и еще один способ борьбы с вредителем – биологический.
«Метод основан на подселении нематод. Это круглый микроскопический червь, который при температуре больше 16 градусов очень подвижен. Он расселяется в ствол пальмы с водой и по ходам, которые выели вредители, попадает к личинке и поражает ее».
Нашествие этого года – самое серьезное за всю историю города. Но тестировать химикаты здесь, на особо охраняемой природной территории, нельзя по закону. Ученым предстоит выбрать самый безопасный способ борьбы с вредителем и начать масштабную обработку. Иначе рискует исчезнуть главный символ курортного Сочи.