Картины на металле: армянский мастер чеканит героев народного эпоса
Обычную квартиру превратил в музей житель Ширакской области Армении Лаврент Тадевосян. Мастер возрождает древнее ремесло – чеканку. Создает картины, подносы и вазы. Каждая работа с национальным колоритом, рассказывает корреспондент «МИР 24» Лиана Азоян.
Армянский царь Тигран Великий, полководец Вардан Мамиконян и герой народного эпоса Мгер, а еще – неповторяющиеся кресты, чаши и подносы. У мастера-чеканщика свыше 500 работ, о каждой может рассказывать часами.
«60 лет назад я сделал свою первую чеканку. Все тонкости ремесла постигал через опыт, через тысячи мгновений чуда, когда под ударами молотка оживает мертвый лист металла. Я люблю медь, она подчиняется мне, будто понимает, что работаю для души», – поделился мастер по чеканке Лаврент Тадевосян.
Помимо красной меди, использует мастер латунь и алюминий. Азотная кислота, смешанная с серебром, придает металлу темный фон.
«Качество чеканки в целом определяется не цветовым решением, а набивкой, когда ровный лист становится выпуклым, рельефы узоров оживают. Чеканщик рисует картину ударами молотка. Например, в этой работе «12 апостолов» по эскизу «Тайной вечери» Леонардо свыше миллиона ударов я сделал», – рассказал Тадевосян.
А это медные подносы: круглые, овальные, разных размеров. На изготовление самого маленького уходит почти месяц.
«На создание эскизов уходит больше времени, чем на саму чеканку. Я использую в рисунках армянские орнаменты, иногда придумываю сам, но самое главное – это соблюсти строгую симметрию. Каждый узор в изделии по шесть раз прорисован», – пояснил мастер по чеканке.
Все работы чеканщик хранит в своей двухкомнатной квартире. Есть у мастера мечта – открыть школу по обучению этому декоративно-прикладному искусству.
Добавим, чеканка была известна в Древнем Египте, античной Греции и Риме. С давних времен применялась в искусстве Ирана и Китая, Индии и Японии. А значительное развитие получила в эпоху Возрождения в странах Западной Европы.