Эксперт: Введение ответственности за нарушения водителей электросамокатов требует доработки правовой базы
Электросамокат признан транспортным средством, а управляющий им человек – водителем. Такое решение принял Верховный суд РФ. Какими будут последствия, и станет ли проще регулировать безопасность использования таких самокатов? Пока вопросов больше, чем ответов. В деталях разбирался в эфире ТРК «МИР 24» директора Экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников.
Количество электросамокатов на улицах российских городов растет с каждым годом. И с наступлением весны они вновь оказались на тротуарах и дорогах. Стандартный электросамокат может развивать скорость до 85 км/ч, что неоднократно вызывало дискуссии о безопасности как управляющих ими людей, так и пешеходов и участников дорожного движения. Ведь прецедентов было немало. Один из них закончился трагедией в мае прошлого года. Тогда подмосковный автомобилист при повороте совершил наезд на водителя самоката. Уголовное дело дошло до Верховного суда. И вот, в результате его рассмотрения, электросамокат из средства индивидуальной мобильности переходит в категорию транспортных средств.
Что же это будет означать на практике? По мнению Вадима Мельникова, это попытка каким-то образом классифицировать электрический мобильный транспорт и дополнительно профилактировать возможные нарушения правил его использования. И напомнить их водителям о том, что они в любом случае несут ответственность за нарушение ПДД. Несмотря на то, что этот документ все еще и приравнивает их к пешеходам.
Но пока остается и множество вопросов. Электросамокаты не имеют и вряд ли получат номерные знаки. А значит нет возможности идентифицировать их с помощью фото- и видеосъемки. И даже если инспектор ДПС зафиксирует такое нарушение, какими будут его дальнейшие действия? Вряд ли он сможет начать погоню за самокатом.
Попытки регулировать использование электросамокатов предпринимались и ранее. Например, в Санкт-Петербурге в прошлом году во время проведения экономического форума просто запретили использовать самокаты в городе. А в Казани был прецедент, когда нетрезвых водителей электросамокатов лишили прав на управление автомобилем.
Эксперт считает, что ситуации, которые происходят в разных регионах, показывают, что пути регулирования действительно ищут. Но пока не хватает нормативной базы.
Вадим Мельников: Если в случае Казани это был среднестатистический самокат, лишать водительских прав даже при таком нарушении как-то странно, потому что обязанности использования прав при управлении самокатом нет. С проблемой регулирования электросамокатов на улицах сталкивались и в других странах: если вводится норма, но нет возможности ее администрировать, то получается определенный правовой нигилизм.
Что касается сервисов проката электросамокатов, то, по мнению эксперта, пока нет правовых оснований для изменения правил их выдачи.
Вадим Мельников: Остается много элементов, которые до сих пор не конкретизированы, есть над чем работать.