«Не читали, но осуждают»: грузинский политолог рассказал, в чем суть закона об иноагентах и кто стоит за протестами
Законопроект об иноагентах отозван из парламента Грузии. Решение было принято из-за уличных акций протеста, которые переросли в беспорядки. Почему законопроект, почти полностью скопированный с американского закона 1938 года, вызвал настолько острое недовольство, что спецназу пришлось применять слезоточивый газ и водометы? Телеканал «МИР 24» спросил политолога Петре Мамрадзе.
В чем, если совсем коротко, суть закона, который вызвал такую мощную реакцию?
На Западе ранее публиковались исследования, согласно которым деньги, которые получали НКО Грузии из-за рубежа, из Америки и так далее, шли не на создание гражданского общества, а на укрепление сообщников Саакашвили. Когда он был президентом, они укрепляли его авторитарную власть. Я тут цитирую известных западных авторов. Наконец-то собрались с парламентской группой «Народная воля», взяли американский закон, убрали из него все, связанное с репрессиями. Ведь американский закон жесткий, там предусмотрено приостановление действия организации, предусмотрены штрафы и даже тюремное заключение. Все это убрали, оставили только прозрачность, – чтобы те, кто получает более 20% из-за рубежа, заполнили декларацию. И народ бы знал, что они получают деньги. Больше ничего абсолютно. С самого первого дня инициаторы и председатель парламента заявили, что закон обсудят в первом слушании, а потом отправят в министерскую комиссию. Мол, будем ждать их мнение, которое потом учтем. Это не подействовало. Сообщники Саакашвили стали кричать: «Принимают русский закон по приказу Кремля. Будь принят этот закон, он сразу закроет Грузии путь в Европу и так далее». У нас в Конституции записано, что мы должны интегрироваться с Западом, с Евросоюзом. Такой ор поднялся, и подключились лоббисты Саакашвили на Западе, а их немало. Недавно показали опубликованный документ, что заплатили очередной миллион долларов, – это очень богатая семья, мультимиллиардер.
Я подчеркну, что все эти люди говорили, что они этот закон не читали, читать не собираются и не будут рассматривать закон по пунктам, якобы, это им не интересно. «Нам ясно, что это русский закон, направленный на то, чтобы контролировать все СМИ и НКО», – говорят они. В последнее время были заявления самого Борреля, комиссара по международным отношениям Евросоюза о том, что, если вы принимаете этот закон, то для вас закрывается дорога на Запад и вы должны одуматься. Но не это главное, а главное то, что на этот раз и впервые Саакашвили удалось не то что привлечь, а не отпугнуть молодежь. Я полностью понимаю и поддерживаю молодежь Грузии, она за нормальный образ жизни, многие учатся на Западе, живут там. И это молодежь, которая всегда сразу прекращала это, когда у микрофона появлялись «нацисты Саакашвили», а другие никто к микрофону не подошел. Очень скоро они между собой говорят, а что делать, время идет, люди разойдутся, – надо штурмовать здание парламента. Это все сегодня утром в записи по телевидению показывали. И начался этот штурм. Переворачивали, жгли полицейские машины, бросали «коктейли Молотова», то есть чинили вандализм. Я считаю: правильно сделали, что на этом фоне отозвали законопроект, потому что могли быть и жертвы. Сейчас все спокойно в городе. Я думаю, это все пойдет насмарку со временем.
Да, закон отозван из парламента. Но при этом отказываться от него совсем инициаторы не намерены. Цитата из совместного заявления «Грузинской мечты», общественного движения «Сила народа» и парламентского большинства: «Машина лжи смогла представить законопроект в негативном свете и ввести в заблуждение определенную часть населения». Как вы считаете, удастся ли авторам законопроекта донести до большинства суть инициативы, ее важность, и доказать, что принятие закона не является отступлением от ранее принятого курса?
- Думаю, в течение достаточно длительного времени. А ведь выборы парламента должны состояться осенью следующего года. Думаю, им это не удастся, это вообще слабое место «Грузинской мечты» с самого первого дня. Саакашвили и его сторонники, которые на самом деле сообщники, умудрялись настроить свои, так сказать, политические действия на полный тотальный взрыв. Вот сейчас Саакашвили находится в фешенебельной, самой лучшей клинике Тбилиси, он там имеет две палаты, что хочет, то и делает. Мама его дважды в день ходит и кормит его, сидит с ним, о чем она говорит в своих интервью. А десять врачей, подобранных мамой, лечат этого человека. Ни дня он не пробыл в карцере в СИЗО. Он там как хочет, так и развлекается. А на Западе идут передачи, как его в застенках пытают, доводят до смерти. Сейчас редакционная коллегия Washington Post напечатала поразительную статью о том, как в застенках пытают Саакашвили. А «мечтателям», даже когда они полностью правы, не удается это донести доходчиво до молодежи, до значительной части населения. Я хочу сказать, что западные ученые не раз писали о том, что сотни миллионов долларов, которые посылались НКО, на самом деле были употреблены Саакашвили для укрепления своей авторитарной власти. Даже это не могут донести.
А как донести? Ведь, если посмотреть на мировое законодательство, достаточно во многих странах есть подобные законы, они действуют и все нормально?
- 27 стран с этим законом. Грузия могла стать 28-й страной. Причем курьез в том, что его до того выпотрошили. Я спрашивал у знакомых, что от него осталось? Говорят, только декларация, только прозрачность. Хотя бы это чтобы было, и вот на этом погорели. Никаких штрафов, притеснений, никаких репрессий вообще. Возьмите американский закон 1938 года, и прочтите, что там написано. В Грузии вроде бы правильно поступили, когда начался этот ор, представители «Народной воли» заявили: «Давайте мы сейчас переведем слово в слово американский закон, чтобы вы сравнивали». Они это сделали, но это не сработало. В унисон и на Западе, и «нацисты Саакашвили» в Грузии говорят одно: там все под диктовку Кремля, нам неинтересно, что там написано.
Такое противоречие: если ты не читал и не собираешься читать, откуда ты знаешь, что это российский закон? Может, это китайский закон? Вот такая стигматизация произошла, и очень тяжкое ощущение от того, что толпы молодежи пошли на это, никакого политического мышления нет. Мол, «это русский закон и все, мы никак не будем об этом говорить, не собираемся рассматривать». А ведь нарушена Конституция Грузии. По закону о парламенте любая политическая группа в парламенте имеет право инициировать любой закон, и он должен быть рассмотрен в комитетах, хотя бы в первом чтении. А здесь первое чтение состоялось, послали в Венецианскую комиссию тут же, и получили подтверждение, что будем работать. И меня больше всего удивило, когда некоторые западные представители заявили: «нас Венецианская комиссия не интересует». Как же так, Совет Европы, основная структура, и не интересует?