Узбекского керамиста в седьмом поколении пригласили на Венецианскую биеннале
Молодой керамист из Узбекистана Шохрух Рахимов получил приглашение на Венецианскую биеннале. Его совместная работа с греческим мастером Яннисом Зоисом была отмечена на неделе ремесел в Лондоне и теперь отправится в Италию. Шохрух – керамист в седьмом поколении. В Ташкенте работает в одной студии с отцом и дедом. С тремя мастерами династии встретился корреспондент «МИР 24» Алексей Раевский.
Большой дом с выставочным залом. Напротив – просторная мастерская. Между ними расположен уютный дворик, задуманный как райский сад. Все вместе – сбывшаяся мечта.
Мастера Рахимовы работают в 17 художественных стилях разных эпох. На стене – наглядная иллюстрация к энциклопедии художественной керамики Узбекистана.
Школы старых мастеров всю жизнь изучал дед и учитель Алишера Рахимова народный художник Узбекистана и керамист в четвертом поколении Мухитдин Рахимов. Он ушел в 1985 году, но оставил после себя мечту и больше 100 дневников, с детальным описанием всего, что делал, включая многочисленные эксперименты. Дело жизни продолжил сын. Например, эти тарелки появились благодаря четырем глиняным черепкам, найденным археологом Олегом Ростовцевым.
Птица счастья, птичьи семьи, душа птица – в творчестве Рахимовых эта тема занимает особое место, и ей посвящена большая выставка, на которой представлены работы мастеров трех поколений. Каждая работа оригинальна и уникальна. Когда цель выразить себя в творчестве, то делать копии не имеет смысла.
В современном мире исчезло гончарное ремесло, а вот керамическое искусство осталось, и оно требует не только вдохновения, но и времени. К примеру, работа над светильником продолжалась целый месяц, а творческий замысел вынашивался три года.
Автор светильника, Шохрух Рахимов, керамист в седьмом поколении. Даже после признания за границей большим мастером себя не считает и вообще к успеху относится сдержано.
Передавать мастерство не от отца к сыну, а от деда внукам – это традиция.