Авария на ЧАЭС. Как Беларусь на протяжении 39 лет преодолевает последствия катастрофы?
Площадь загрязненных земель после аварии на ЧАЭС в Беларуси сократилась в два раза. Специалисты восстанавливают и развивают эти территории. Особое внимание уделяют наиболее пострадавшей Гомельской области, рассказывает корреспондент «МИР 24» Галина Пузына.
Работы по ликвидации последствий катастрофы начались 39 лет назад, в год аварии на ЧАЭС. Летний зной 1986 года ухудшал ситуацию с пожарами. Их площадь увеличивалась. Важно было работать максимально оперативно.
«Люди работали в защитных костюмах «Алладин». Он резиновый. И еще в специальной экипировке. Было очень жарко, особенно, когда вокруг из-за пожара высокая температура. Но несмотря на это, люди осознавали то, что делают. Никто не тушевался, не отступал», – поделился ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС, ветеран органов и подразделений по ЧС Олег Голубев.
И пока одни специалисты занимались спасением территорий, другие спасением людей. 19-летняя медсестра Алла Погосская работала тогда в медсанбате: сразу и в операционной, и в инфекционном изоляторе.
«Не было такое понятия «выходной день». Мы могли сутками работать беспрерывно. Потому что людей было много: химики, служащие, ребята срочной службы, пожарные. И очень многим нужна была помощь. Кого-то оперировали, кому-то нужна была психологическая поддержка», – рассказала ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС, процедурная медсестра Алла Погосская.
Сейчас в Беларуси развивают очищенные участки земель, возвращают к жизни. Выращивают пшеницу и рапс. Для этого на почвах выполняют специальный комплекс работ. Дополнительно удобряют и проводят известкование. Особое внимание уделяют Полесскому заповеднику. Он загрязнен больше всего.
«Прежде, чем на этой территории что-то производить, нужно подтвердить, что эта деятельность безопасна для тех, кто ее осуществляет, и продукция, которая будет производиться, будет безопасна».
Восстановление территорий на личном контроле у Александра Лукашенко. Президент каждый год посещает регион и поверяет, как идет процесс.
«Я тогда об этом говорил, еще 30 лет назад: пройдет время, оно все расставит на свои места, и мы поймем, правильно мы делали или нет. Сегодня мы можем сделать определенные выводы. Если бы мы этой проблемой не занимались или, еще хуже, занимались бы так, как в первые десять лет, то Беларуси вообще бы уже не существовало».
В стране реализуется уже шестая госпрограмма по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС. Больше половины средств направляется на социальную поддержку населения.