39 лет после Чернобыля. Как отчужденные земли в Беларуси возвращают в сельхозоборот?
В Беларуси площадь радиоактивного загрязнения после аварии на Чернобыльской АЭС сократилась с 23 до 12%. Госатомнадзор даже предлагает отменить пропускной режим на некоторых участках Полесского радиологического заповедника, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Андрей Зражевский.
Весна. Полесье. 39 лет спустя катастрофы. Она изменила географию. Около 500 деревень были стерты с карты, покинули свои дома больше 300 тысяч человек. Заражена четверть территории страны – на Беларусь выпало 70% радиоактивных осадков. Шаг в сторону леса – доза облучения, как от перелета из Минска в Стамбул.
«Лес является основным аккумулятором радионуклидов. Здесь оно как осело, так уже 40 лет и находится. Лес даже своего рода выступил основным барьером нераспространения радионуклидов по близлежащим территориям. Принял на себя основной удар».
Каждую весну и осень ученые выходят на замеры. Изотопы цезия-137 и стронция-90 пусть медленно, но все же теряют силу. Проводят сельскохозяйственные эксперименты. Удачным стала лошадиная ферма. Крупные животные легко переносят радиацию и хорошо плодятся.
«Прибавления каждый день. Вот сегодня одно родилось, вчера три головы родилось… На сегодняшний день получено 70 голов приплода. Уже имеем 450 голов. Находимся мы на трех участках. 85 голов мы в прошлом году реализовали и каждый год стараемся не меньше».
С 2010 годов в Чернобыльской зоне начали использовать отдельные участки под технические агрокультуры: рапс, лен, кукурузу. В пищу они не идут, только для научных целей.
«Продукцию, которая соответствует допустимому уровню, мы можем получать и на сегодняшнем этапе. Тут стоит вопрос применения методов и способов, которые минимизируют поступление радионуклидов. Это сильно удорожает продукцию и ее себестоимость».
На ликвидацию последствий катастрофы страна потратила 58 миллиардов рублей. Это 1,5 триллиона в пересчете на российские. Специалисты из Беларуси и России работают над возвращением отчужденных земель в оборот. Программа на контроле президента. Александр Лукашенко регулярно посещает пострадавшие территории.
«Я тогда об этом говорил, еще 30 лет назад: пройдет время, оно все расставит на свои места, и мы поймем, правильно мы делали или нет. Сегодня мы можем сделать определенные выводы. Если бы мы этой проблемой не занимались или, еще хуже, занимались бы так, как в первые десять лет, то Беларуси вообще бы уже не существовало».
Полностью безопасной для человека зона отчуждения станет не менее чем через 300 лет.