Человек пяти кинопрофессий: почему фильмы Петра Тодоровского признаны эталонными?
100 лет назад родился выдающийся советский режиссер Петр Тодоровский, которого называли человеком пяти кинопрофессий. Его картины вошли в золотой кинофонд отечественного кино: «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман», «Интердевочка». Корреспондент «МИР 24» Роман Паршинцев пересмотрел шедевры.
Съемки очередного кадра последнего фильма режиссера Петра Тодоровского «Риорита». На площадке мэтр, как всегда, заражал всех своей энергией и жизнелюбием. Он знал, что такое люди на войне и как снимать про это кино.
«Я снимаю быстро. Я не могу медленно снимать. Я должен быть очень готовым. Я должен выплеснуть это все. Это характер, понимаете. Я не могу... Я должен... Если я останавливаюсь, я что-то теряю. А так я вошел, как поезд, который набирает скорость», – делился Петр Тодоровский.
Его кинопоезд шел стремительно. В багаже Тодоровского 125 фильмов. О его поразительной работоспособности и в 40, и в 80 рассказывают легенды. А его картины считали эталонными за точность образа и филигранность кадра.
Фильм «Весна на Заречной улице» – первая серьезная работа Тодоровского как оператора-постановщика. Он только недавно окончил ВГИК и о профессии режиссера пока не помышляет. Мечта стать тем самым человеком с киноаппаратом у молодого лейтенанта появилась на фронте, когда он впервые увидел работу военных операторов. Он и загадал: если останется жив, обязательно выучится этой профессии.
«У него было явное желание, это видно просто по первым работам, – зафиксировать. По дальнейшим работам, когда он уже состоялся как режиссер, – сказать что-то еще».
Уникальный талант Тодоровского не умещался в рамках одной специальности. Кинорежиссуре он учится на съемочной площадке, писать сценарии – сам. А еще он играл в кино и сочинял музыку, не имея профессионального образования ни в одной из этих профессий.
«Музыка всю жизнь меня сопровождала. Я жил в маленьком городке. Родители ничего не понимали про то, что мне дано было Богом. В три-четыре года я у отца украл пять рублей, побежал на рынок, купил себе балалайку. Такая тяга была».
Кажется, главное его желание было высказаться. От чего кино получалось проникновенным и очень личным. Тодоровского называли «дамским мастером», он любил и умел снимать актрис. Хотя романов с ними не заводил. Его «Военно-полевой роман» вскружил голову всей стране. Как и остальные работы Тодоровского, фильм стал точным отражением своего времени. И номинантом на «Оскар».
«В творчестве Петра Ефимовича нет случайностей. Во-первых, в его картинах, которые очень разные, как это ни странно, везде есть он, везде есть общий почерк, но они очень разные. Это вот разный взгляд, разное ощущение мира».
В 1989 году Тодоровский точно передал это ощущение в «Интердевочке». В стране, где было табу на такие темы, он снял первый фильм о ночных бабочках. Такого от режиссера-фронтовика никто не ожидал. Фильм посмотрели в кинотеатрах более 40 миллионов зрителей. Одни его называли вульгарным и развратным. Критиковали режиссера и выбранную тему. Другие, наоборот, восхищались, как Тодоровский сумел показать героинь без пошлости и фальши.
«Тодоровский не брал таких актеров, содержание которых нужно было заполнять чем-то, он брал уже наполненных актеров, которые могли отыграть определенный типаж, крайне определенный образ, который он придумал».
Главное отличие фильмов Петра Тодоровского – особая, присущая только ему лирика, которую режиссер тонко сочетал с жесткой прозой быта.