on air preview
Прямой эфир
ОБЩЕСТВО

Поверженные колоссы: расцвет и крах империи Внешторга

Россия 28/10/2017 — 16:53
Поверженные колоссы: расцвет и крах империи Внешторга
Фото: РИА Новости/ Вольдемар Мааск
Поверженные колоссы: расцвет и крах империи Внешторга
Фото: РИА Новости/ Вольдемар Мааск
Поверженные колоссы: расцвет и крах империи Внешторга
Фото: РИА Новости/ Вольдемар Мааск

8 декабря 1991 года в белорусском заповеднике Беловежская пуща, на правительственной даче «Вискули» три человека решительно подписали документ века - соглашение о создании СНГ. Так Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич одним росчерком пера разрушили Советский Союз. Колосс рухнул. Так наступил финал и многолетней истории советского Внешторга. Всесильная организация потеряла монополию.Теперь можно делать все то, за что раньше надолго сажали, а то и расстреливали - «толкать» на рынке импортный ширпотреб, торговать порнокассетами, спекулировать валютой.

Железный занавес никогда не был непроницаемым. Советский Союз всегда активно торговал. И с братьями по соцлагерю, и с идейными врагами-капиталистами. Всем советским импортом-экспортом ведал один исполинский монополист - Министерство внешней торговли.

«У предприятий не было никакой возможности купить что-то за границей или поставить за рубеж. Они должны были обращаться в профильную организацию, которая обеспечивала внешнеэкономические сделки. За это Внешторг получал свою комиссию и таким образом существовал», - рассказывает сотрудник Минвнешторга (в 1970-1980-е гг) Сергей Егоров.

«Минвнешторг – одно из важнейших министерств нашей страны, которое занималась продовольствием, промышленными и оборонными товарами. Это была очень мощная экономическая внешнеторговая и политическая организация», - уточнил ветеран войны, член Союза писателей России, бывший сотрудник объединения «Союзплодоимпорт» Виктор Бушин.

<iframe width="910" height="530" src="https://www.youtube.com/embed/oEeAsJ_hj7c" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

Никитич, Юхансон, Винтер и Лошадь. Все это подпольные клички Бориса Красина, бывшего полицейского надзирателя, который однажды поменял свои убеждения, стал пламенным революционером, а после победы Октября пытался наладить торговые связи новой страны и вывести СССР из экономической блокады.

«Тогда в импорте на первый план вышли машины, оборудование, техника. Это было нужно для индустриализации. Экспорт по-прежнему в основном составляло зерно, продовольственные продукты, лесоматериалы. Также очень существенными стали нефтепродукты», - рассказала доцент кафедры истории и философии РЭУ им. Плеханова Антонина Фомина.

Удалось приобрести то, в чем особенно нуждалась разоренная страна – станки и телеграфные аппараты. В 1923 году Борис Красин стал главой недавно созданного Наркомата внешней торговли. Скоро эта организация будет контролировать все финансовые потоки с иностранцами.

«В СССР с самого начала была введена монополия внешней торговли по декрету в 1918 году. Фактически контроль над проведением всех операций осуществлял соответствующий наркомат. Названия наркоматов менялись: сначала это был Наркомат торговли и промышленности, потом Наркомат внешней торговли, потом Министерство внешней торговли. За пределами страны руководство осуществляли торговые представительства», - пояснила доцент Антонина Фомина.

«Наш экспорт в середине и конце 1920-х годов был такой: на первом месте - пушнина, на втором месте - нефть и нефтепродукты, потом лес и пиломатериалы включая спички. Это составляло почти половину нашего экспорта», - говорит доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Юрий Жуков. И добавляет: «На экспорт шли даже рога и копыта. В «Золотом теленке» Остап Бендер заготавливал рога и копыта – это не шутка и не придумка. Пусть это было лишь 1-2%, но мы отправляли их, и там они шли в дело – из них производили клей и черти что еще».

СЭВ, или Совет Экономической Взаимопомощи. Эта организация была создана в 1949 году при участии СССР, Чехословакии, Польши, Румынии, Венгрии и Болгарии.

«В послевоенный период на первое место ставили торговлю со странами соцлагеря. Их нужно было поддержать в торговле и в то же время наладить товарный обмен. Ценились товары из ГДР и Югославии. Они решали проблемы, которые были связаны с недостатком товаров легкой и пищевой промышленности и вообще материального и культурного уровня жизни народа», - отмечает доцент кафедры истории и философии РЭУ им. Плеханова Антонина Фомина.

«Лейпциг», «Прага», «Белград» - в брежневскую эпоху любой желающий мог туда попасть. Правда, это были не европейские города, а магазины стран соцлагеря, открытые в СССР и названные в честь столиц.

«Рядом с нашим домом был югославский магазин и немецкий магазин «Лейпциг». Знакомые сообщали, когда там появлялись хорошие туфли. Мы садились в автобус, становились в очередь. Сколько времени мы тратили в этих очередях. Это страшно подумать», - вспоминает певица Этери Бериашвили.

«У зарубежных товаров, особенно из ГДР, было высокое качество. Это и музыкальные инструменты, и кухонная техника, и светильники. Это было важно. Позже, в 1980-е из Югославии поступала одежда и обувь хорошего качества. За это не жалко было заплатить. Болгария и Венгрия  - это больше продукты питания. Птица венгерская замороженная, консервы овощные болгарские и венгерские, импорт сезонных овощей и фруктов - это было хорошего качества и хорошо упаковано», - говорит доцент кафедры истории и философии РЭУ им. Плеханова Антонина Фомина.


«Мы с подругой придумали бизнес. Брали отечественные самые дешевые джинсы и всю ночь варили их в ведре с хлоркой. Это было реально тяжело, хлорка разъедала лицо и руки. Потом покупали лейблы у перекупщиков, пришивали и выдавали наши джинсы за заграничные. Варенки были очень модные в начале 1990-х. Это была уголовная статья, и мы с подружкой бегали от милиции по рынку и платили им», - делится личным опытом писательница Юлия Шилова.

Торговля - это всегда далеко идущие планы и перспективы. В эпоху Перестройки планы у Внешторга еще были грандиозные, а вот перспектив уже не стало.

«Внешняя торговля, когда был разрушен Советский Союз, потерпела самый большой урон. Горбачев с Шеварднадзе и Яковлевым ликвидировали монополию внешней торговли, тогда наша экономика начала рассыпаться буквально по кускам», - говорит бывший сотрудник объединения «Союзплодоимпорт» Виктор Бушин.

Невозможно строить на лжи ни экономику, ни политику. СЭВ обещал многое, но слова не сдержал. И мог ли сдержать? Идеология способна властвовать над экономикой, но не способна накормить людей. Мощная организация Внешторг оказалась лишь колоссом на глиняных ногах. То, что было его силой - монопольное право - его и сгубило. Закрылись элитные «Березки», тракторы перестали менять на бананы. Но это уже совсем другие времена…

Последние новости

    География:
    Россия
    Поделиться:

    Последние новости