on air preview
Прямой эфир
В СОДРУЖЕСТВЕ

Традиции широкого Навруза

21/03/2018 — 09:02
Фото: Максим Кулачков, "«Мир 24»":http://mir24.tv/, национальные танцы, навруз, национальные костюмы
Фото: «Мир 24»/ Максим Кулачков
Фото: Максим Кулачков, "«Мир 24»":http://mir24.tv/, национальные танцы, навруз, национальные костюмы
Фото: «Мир 24»/ Максим Кулачков
Фото: Максим Кулачков, "«Мир 24»":http://mir24.tv/, национальные танцы, навруз, национальные костюмы
Фото: «Мир 24»/ Максим Кулачков

Мусульмане Азербайджана, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана и других стран Центральной Азии, Кавказа и Ближнего Востока готовятся к встрече древнейшего праздника весны - Навруза. Своими корнями празднование дня весеннего обновления природы уходит еще в дописьменную эпоху развития человечества. «МИР 24» вспомнил самые интересные факты об истории и обычаях этого дня.

Новый год для природы 

Во многих странах Евразии Навруз  – это празднование Нового года, которое символизирует обновление природы, начало нового сельскохозяйственного года и наступление следующего периода в солнечном календаре у иранских и тюркских народов. 

Не зря в переводе с фарси его название звучит как «новый день», но вот произношение и написание этого слова различается в зависимости от географии праздника: Новруз, Навруз, Наурыз, Ноуруз и Нооруз. 

Продолжительность праздника тоже бывает разной, например, в древние времена Навруз было принято отмечать 13 дней, сейчас на празднование дня весеннего равноденствия отводят от трех до пяти дней. Если раньше точную дату его наступления определяли астрологи, сейчас этими вычислениями занимаются астрономы. Так, в 2018 году день весеннего равноденствия наступил вечером 20 марта в 16:15 по UTC. 

Несмотря на то, что традиция празднования Навруза – одна из древнейших на Земле, в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО этот праздник попал сравнительно недавно - в сентябре 2009 года по решению Генеральной Ассамблеи ООН. С февраля 2010 года 21 марта признано «Международным днем Навруза». 

История праздника

Происхождение праздника связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, что произошло задолго до возникновения ислама, поэтому с религиозными традициями Навруз напрямую не связан. Согласно этому календарю, год начинается 20 или 21 марта, когда ночь и день уравниваются, а весна окончательно вступает в свои права. 

В письменных источниках Навруз был известен еще с дозороастрийских времен. Его отмечали в государстве Сасанидов и Ахеменидов еще в VII-III веках до нашей эры. «Жители Междуречья Сырдарьи и Амударьи собираются в этот день в Храме огня, закрывают свои лавки, прекращают работу, веселятся и угощают друг друга напитками и едой, которых коснулся огонь», -  писал об этом празднике древнегреческий историк Страбон. Самый ранний источник, в котором упоминается празднование Навруза, носит название Священная книга зороастризма «Авеста».

Согласно верованиям ее авторов, каждую весну природа побеждает смерть и зарождает жизнь в шести видах – на небе, в воде, на земле, в растениях, в виде животных и людей. И долг человека – посвятить время каждому элементу этой природы. 

Известна и та легенда, что в этот день легендарный пророк Заратуштра (или Зороастр) был избран богом, чтобы принести людям счастье, а персидский философ Омар Хайям считал, что Навруз закрепил в истории царь Каюмарс, который догадался, что именно в этот день природа начинает свое ежегодное обновление. 

Традиции и обычаи 

Современный Навруз перенял многие культовые традиции древнейших времен. Так, в последнюю среду перед Наврузом у взрослых празднующих принято проходить символический обряд очищения – разжигать большой костер и прыгать через его пламя по семь раз. Ночью накануне Нового года положено проходить очищение водой, например, обливать друг друга проточной водой или прыгать через небольшие источники.

Детей принято одевать в новую или свежепостиранную одежду, так как считается, что именно детские вещи привлекают больше всего сглаза.

Как и у многих других народов, у празднующих Навруз в канун праздника положено тщательно убираться дома, делать мелкий ремонт, выносить мусор и выбрасывать лишние вещи. Неделю перед праздником необходимо посвящать не только телесной, но и духовной чистоте: мириться с соседями и недругами, прощать долги, каяться в совершенных грехах. 

Примерно за неделю до праздника представители старшего поколения дома должны высеять на блюдах пшеницу или чечевицу. Когда ростки прорастают до 5 – 7 сантиметров, блюдо ставят на праздничный стол как главное украшение праздника и символ зарождения новой жизни.  

На отдельных блюдах за пределы дома выносятся подношения для душ умерших родственников. Таким образом люди просят помощи у высших сил и просят у них покровительства в Новом году. 

Блюда Навруза 

Традиционные блюда для праздничного дастархана в Навруз тоже бывают разными. Так, в Казахстане готовят питательный злаковый суп Наурыз-коже, который нужно попробовать в семи домах, чтобы заручиться поддержкой природы в будущем году. Готовят его также из семи ингредиентов: воды, соли, муки или лапши, молока или айрана, творожного курта, крупы – ячменя, перловки или пшеницы и, конечно, любимейшего блюда тюркских народов – мяса. 

В Азербайджане, Таджикистане и Узбекистане в канун праздника готовят похожее на халву ритуальное блюдо сумалак, которое восстанавливает силы и бодрость, утраченные за зиму. Для его приготовления каждый член семьи приносит горсть проросших зерен пшеницы и закладывает ее в общий котел. Зерна перемалывают, отжимают, смешивают с мукой, хлопковым маслом и орехами в большом котле. На дно кладут промытые камни, которые не позволят сумалаку подгореть и поддержат правильный температурный режим. 

Далее необходимо несколько часов помешивать сумалак – в это время человек освобождается от недобрых мыслей и чувствует свою причастность к общему делу. Также во время приготовления этого блюда женское население дома садится около казана, рассказывает друг другу легенды, сказки, поет частушки. Готовый сумалак охлаждают, разливают в пиалы и едят как питательный кисель в день Навруза. 

В некоторых странах праздничный стол на Навруз называют хафт-син, и ставить на него принято семь продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы «син»: это яблоки, дикие маслины, чеснок, проросшее зерно, уксус, семена руты и черные семечки. В Иране приветствуется использование другого набора ритуальных продуктов и предметов – монеты, специи, сумалак, ягоды, зелень, проростки злаковых и чеснок. 

В Центральной Азии по традиции готовят к праздничному столу и плов, без которого не обходится ни одно застолье. К столу приглашают всех знакомых и соседей, детям раздают сладости, на улицах соревнуются в народных забавах и играх, а заканчивается праздник посещением природы в кругу самых родных и близких. 

Последние новости

    Поделиться:

    Последние новости