Евросоюз на этой неделе беспокоила судьба бывшего президента Франции Николя Саркози. Он оказался за решеткой. Сейчас его отпустили домой, но он по-прежнему находится под пристальным наблюдением полиции. Такое в истории Пятой республики, пожалуй, впервые. И снова во главе угла борьба за власть. По факту следователи обвиняют Саркози в том, что в 2007 году в Елисейский дворец он пришел незаконно. Помогли деньги полковника Каддафи. Как связаны Ливия, Франция и выборы в Пятой республике, попытался понять корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев.
Когда-то он каждый день ездил в ведомственных машинах, но и представить себе не мог, что однажды поедет вот так – бывший президент Франции и экс-министр внутренних дел Николя Саркози вдруг оказался под стражей. В сопровождении конвоиров он покинул полицейский участок, где провел больше суток. И уже на следующий день начинает выстраивать линию защиты в эфире главного национального телеканала.
Взяточничество, незаконное финансирование избирательной кампании и сокрытие полученных денег: примерно 50 миллионов евро. Вот главные составляющие обвинения, которое предъявили экс-президенту. И отпустили на время расследования. К скандалам Саркози не привыкать. Пять лет назад следователи уже пытались доказать, что он получил 150 тысяч евро от наследницы корпорации Л'Ореаль Лилиан Бетанкур. Тоже на выборы. В итоге дело закрыли. Но на этот раз все, похоже, куда серьезнее.
2007-й год. Саркози побеждает во втором туре президентских выборов. Агитацию мог оплачивать ныне покойный лидер Ливии Муаммар Каддафи. Пытался быть своим среди европейских политиков.
«Он хотел, чтобы у него был друг там, в Париже, поскольку много было денег, такой был расчет. Стратегический просчет стоил ему жизни», – отметил Вениамин Попов, в 1991-1992 гг. чрезвычайный и полномочный посол РФ в Ливии.
Каддафи был убит 20 октября 2011 года. Зверски. Повстанцы сначала захватили его в плен, избивали около трех часов, а затем протащили за ноги по улице. Все издевательства убийцы полковника снимали на телефон.
«Много есть свидетельств о том, что именно французский спецназ вывел этих головорезов и так называемых повстанцев на Каддафи, когда он бежал уже из Триполи», – сказал Вениамин Попов.
Не исключено, что за устранением Кадаффи мог стоять лично Саркози. Ведь полковник знал слишком много.
«Как раз Саркози в тот момент, когда Каддафи начал его обвинять в том, что он не возвращает деньги, решил, конечно, убрать его, и как раз это совпадало с другой повесткой дня, более глобальной», – отметил политолог, журналист Николя Шаррас.
Интервенция НАТО в Ливии Саркози поддержал одним из первых. А ведь еще за несколько дней до этого Каддафи в одном из интервью по-прежнему называет французского президента другом. Но уже как будто сомневался.
«Он мой друг, но, думаю, он сошел с ума. У него психическое заболевание. Так говорят в его окружении», – говорил Каддафи.
В итоге убили не только Каддафи – убили целую страну. От войны Ливия не оправилась до сих пор. Из восьмерых детей полковника в живых осталось пятеро. Сегодня каждый из них может назвать Саркози личным врагом.
Недавно второй по старшинству сын Каддафи – 45-летний доктор философии Сейф-уль-Ислам – объявил, что хочет побороться за пост президента Ливии. Именно он еще в 2011-м впервые и заговорил о тех самых миллионах для французского президента.
Обвинения косвенно подтверждает публикация французского издания «Mediapart». Якобы документ за подписью бывшего главы ливийской разведки Муссы Куссы, который дает добро на выделение для Саркози 50-ти миллионов евро. Дальше – больше. Перед телекамерой того же «Mediapart» появляется Зияд Такиеддин, французский бизнесмен арабского происхождения. Он утверждает, что в конце 2006-го – начале 2007-го трижды возил деньги для Саркози. Якобы – целые чемоданы купюр.
«Я только знал, что в общей сложности перевез таким образом пять миллионов евро и что это денежный перевод из одного ведомства в другое. Сколько конкретно лежало в каждом чемодане, я не знаю», – сказал бизнесмен Зияд Такиеддин.
«Даже ливийские свидетели признавали, что такие суммы невозможно вывезти из страны, не оставив следов. У Каддафи была привычка фиксировать все до мелочей! Он в этом отношении был просто фанатиком! Так что в этом деле нет ни одного доказательства, ни одного!», – заявил Николя Саркози.
Профессиональный адвокат, ставший политиком, Саркози все обвинения последовательно опровергает. Уверяет, что ни разу не встречался с Такиеддином после 2004-го года. Опубликованные документы считает фальшивками.
«Его вряд ли посадят, потому что политики во Франции такого ранга вряд ли могут оказаться за решеткой. И если за решеткой, то не за решеткой, а в отеле, где его сопровождают. И потом его все равно освободят», – отметил Николя Шаррас.
И сам Саркози не сомневается, что снова выйдет сухим из воды. Уже заявил: восстановление доброго имени – дело всей жизни. А с политикой покончено навсегда.