on air preview
Прямой эфир
КУЛЬТУРА

    Неисправимый бунтарь: пять ролей, за которые мы любим Жан-Поля Бельмондо

    РОССИЯ 06/09/2021 — 17:46
    Неисправимый бунтарь: 5 ролей, за которые мы любим Жана-Поля Бельмондо
    Фото: Zuma\TASS/ Jean Marc Quinet
    Неисправимый бунтарь: 5 ролей, за которые мы любим Жана-Поля Бельмондо
    Фото: Zuma\TASS/ Jean Marc Quinet
    Неисправимый бунтарь: 5 ролей, за которые мы любим Жана-Поля Бельмондо
    Фото: Zuma\TASS/ Jean Marc Quinet

    «Наверное, я угадал нужный момент. Пришел в искусство с перебитым носом, разболтанностью, в простой куртке. И меня приняли. Для кино началось новое время». Так французский актер Жан-Поль Бельмондо вспоминал свой непростой карьерный дебют – роль в фильме «На последнем дыхании» в 1959 году.

    Полнометражную ленту режиссера Жан-Люка Годара сегодня называют первой из списка «французской новой волны» кинематографа. Переломной она стала и для Бельмондо: его героя, очаровательного маргинала и бунтаря Мишеля Пуакара полюбили сотни зрителей во всем мире.

    6 сентября на 89-м году жизни актера не стало. Об этом сообщило Agence France-Presse.

    «МИР 24» вспоминает роли, которые принесли французскому актеру мировую славу.

    «На последнем дыхании», 1959 год

    Парижанина Жан-Поля Бельмондо можно с уверенностью назвать «золотым ребенком», который был рожден для искусства.

    Его отец Поль Бельмондо-старший был известным во французской столице скульптором и преподавал изящные искусства, мать – французская художница Сара Мадлен Ришар. Родители часто водили юного актера на спектакли «Комеди Франсез», чтобы привить ему любовь к сцене, и уже с 7 лет Жан-Поль стал интересоваться театральным искусством.

    Фото: DPA/TASS

    В подростковом возрасте Бельмондо-младший сменил вектор интересов и серьезно занялся спортом. В 17-летнем возрасте он даже стал чемпионом Парижа по боксу в полусреднем весе и планировал для себя карьеру спортсмена. Впрочем, страсть к искусству пересилила, и в 1953 году Жан-Поль поступил в Консерваторию драматического искусства на классы Пьера Дюкса и Рене Жирара.

    В консерватории Бельмондо слыл дебоширом и злостным прогульщиком. Педагоги и мастера считали его безнадежным студентом, а на экзамене преподаватель Жирар даже заявил ему, что с «его бандитской рожей нельзя на сцене обнимать женщину. Зритель этого не переживет, и весь зал будет покатываться со смеху...»

    За три года учебы в консерватории от «прошлого» дебошира Бельмондо не осталось и следа. Актер, который не считался красавцем по голливудским меркам, зарабатывал расположение режиссеров обаянием и отлично справлялся с ролями романтиков и влюбленных мужчин. Окончив консерваторию, он в 1956 году дебютировал в короткометражке «Мольер», а позже сыграл в фильме «Будь красива и помалкивай», где на съемочной площадке сдружился с Аленом Делоном.

    Роль в десятке небольших студенческих картин помогла 26-летнему Бельмондо вытянуть первый счастливый билет – роль аморального негодяя Мишеля Пуакара из фильма «На последнем дыхании». По воспоминаниям самого актера, вся его жизнь после этого фильма «напомнила сказку...Телефон звонил с утра до вечера». «Мне казалось, что это долго не продлится, и поэтому давал согласие на участие в любой картине», – рассказывал актер впоследствии.

    В числе наиболее успешных картин этого периода – «Две женщины» с Софи Лорен (за эту работу актриса была удостоена премии «Оскар»), а также криминальная драма «Сирена с «Миссисипи» режиссера Франсуа Трюффо.

    «Безумный Пьеро», 1965 год.

    Фото: Imago/TASS / imago stock&people

    Вместе с режиссером Годаром Бельмондо-младшему предстояло пережить еще один карьерный взлет. В 1965 году он снялся в другой его ленте под названием «Безумный Пьеро», сыграв в ней роль Фердинанда Грифона, уставшего от жизни человека, который пресыщен богатством и комфортом и легко бросается навстречу приключениям.

    Криминальная драма открыла для Бельмондо новый период в его жизни – участие исключительно в коммерчески успешных проектах. С этого времени и до 1986 года он оставался одним из самых высокооплачиваемых актеров Франции. Режиссеров подкупала его готовность самоотверженно работать без дублеров и завышенных требований, зрителей – его образы смелых, удачливых и очаровательных обманщиков, бунтарей и покорителей женских сердец.

    «Вор», 1967 год

    Фото: Imago/TASS / imago stock&people

    Правда, не все киноработы Бельмондо этого периода можно считать однозначно успешными у зрителей. Работа актера в ленте классика французского кино Луи Маля «Вор» поначалу вызвала недоумение у критиков, хотя сам актер вспоминал о ней так:

    «Сейчас фильм считается одной из лучших моих работ, но сразу после его выхода картину назвали провалом. Я очень люблю своего героя Жоржа Рандаля, но меня упрекали за то, что он пассивен. Странно, ведь когда я дурачусь на сцене, мне говорят, что это уж слишком. Но когда я просто сыграл спокойного человека, меня упрекали в том, что я засыпаю на ходу...»

    К этому времени Бельмондо все меньше уделяет времени театру и все больше погружается в мастерство киноактера. На первый план в кино стали выходить боевики и зрелищные картины, поэтому после выхода «Вора» актер принялся профессионально изучать каскадерские трюки и все чаще соглашался работать с голливудскими режиссерами.

    Вслед за «Вором» вышла и вторая относительно «неудачная» лента с участием Бельмондо – экранизация романа Уильяма Айриша «Вальс в темноте» режиссера Франсуа Трюффо (1969 год).

    Зрители отказывались принимать Жан-Поля в образе обманутого возлюбленного, которым манипулирует женщина, поэтому фильм подвергся резкой критике во французской прессе. С этого момента Бельмондо окончательно принимает решение сниматься в «гангстерских лентах» («Борсалино »1970 года, «Профессионал» 1981 года), которые раз за разом приносили ему успех и признание.

    «Великолепный», 1973 год

    Фото: Imago/TASS / imago stock&people

    В 1970 году режиссер Филипп де Брока впервые открывает в Бельмондо не только хулигана и гангстера, но и талантливого комедийного актера. С выходом ленты «Великолепный», где он сыграл сразу две роли – писателя Франсуа Мерлена и его персонажа Боба Сен-Клера, к французу приходит слава в мире и в особенности в СССР.

    Безумную популярность получают ленты «Чудовище» Клода Зиди и «Неисправимый» Филиппа Брока, где в русском дубляже Бельмондо озвучивал Николай Караченцев.

    «Этот персонаж удивительно подходит мне. Я сыграл столько серьезных героев, что все решили, что я и в жизни такой. Без Филиппа де Брока люди могли бы позабыть, что я комедийный актер. К сожалению, в этом жанре очень редко найдешь хороший сюжет», – вспоминал об этой работе актер.

    В 1987 году Бельмондо впервые за долгое время вернулся на театральную сцену, где стал играть в классических постановках – спектаклях «Сирано де Бержерак», «Дамский портной» и неизменно срывать овации при полном зале зрителей. В кино он постепенно уходит на роль продюсера (ленты «Труп моего врага» и «Беловень судьбы»). В 1991 году он основал компанию по производству собственных фильмов, которой дал девичью фамилию своей прабабушки – Cerito.

    «Человек и его собака», 2008

    В августе 2001 года Бельмондо перенес тяжелый инсульт и на семь лет прекратил всю работу в театре и кино.

    Тяжелое заболевание поразило мозг и опорно-двигательный аппарат, так что первые месяцы после травмы у него была парализована вся правая половина тела, он едва говорил и медленно передвигался с тростью. В 2008 году он все же нашел силы вернуться на экраны, правда, совсем в другом облике – немощного старика из ленты «Человек и его собака» Витторио Де Сика.

    «Жан-Поль вернулся, – писал о фильме друг Бельмондо, телеведущий Мишель Друкер. – Он вернулся для страны, для народа Франции. Каким бы он ни был, он доказал, что человек может возродиться из любого состояния духа, как легендарный Финикс, наш неисправимый бунтарь Жан-Поль Бельмондо...»

    Смотрите программу «Наше кино. Неувядающие» памяти Жана-Поля Бельмондо 6 сентября в 22.55 на телеканале «МИР».

    Последние новости

      География:
      РОССИЯ
      Поделиться:

      Последние новости