9 июля свой юбилей отмечает народная артистка России Лия Меджидовна Ахеджакова. За десятки искрометных и ироничных ролей в театре и кино актрису часто называют «Королевой эпизода» или «Чарли Чаплином в юбке». Зрителям она посвятила почти 60 лет непрерывной работы на театральной сцене и съемочной площадке кинофильмов. «МИР 24» вспомнил самые яркие роли Лии Ахеджаковой.
«В женщине должна быть загадка...»
«Путевкой» в большое кино для молодой актрисы Ахеджаковой в 1977 году стала лента Эльдара Рязанова «Служебный роман». В первый месяц после премьеры фильм стал лидером проката (58 млн зрителей), а в 1979 году был удостоен Государственной премии РСФСР.
Актеры для ленты были подобраны очень быстро, поскольку Рязанов загорелся идеей снять Мягкова и Ахеджакову снова после успеха фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!».
В пьесе «Сослуживцы» 1971 года, поставленной за несколько лет до съемки фильма, прототип героини Верочки – высокая девушка модельной внешности. Рязанов решил сломать стереотип вокруг образа недалекой секретарши и написал сценарий специально для миниатюрной и ироничной Лии Ахеджаковой.
В режиссерской версии фильма персонаж Верочки раскрыт гораздо лучше, чем в зрительской. Так, по замыслу сценаристов, у помощницы Калугиной был муж, которого сыграл актер Александр Фатюшин. По сюжету герои-супруги постоянно спорили по телефону о том, рожать ли им ребенка и как мириться после бурных ссор.
Из-за травмы глаза актер Фатюшин в 1976 году не смог продолжить съемки в фильме, и его героя совсем пришлось вычеркнуть из сценария. В окончательной версии ленты муж Верочки появляется эпизодически по телефону – озвучивать его дали актеру Олегу Басилашвили.
«Это же не брачная контора, а клуб!»
В 1979 году, одновременно со съемками трагикомедии «Гараж» режиссер Владимир Меньшов пригласил актрису на эпизодическую роль в фильм «Москва слезам не верит».
В основе сюжета оказался сценарий рассказа «Дважды солгавшая» киносценариста Валентина Черных, который был написал всего за 19 дней для конкурса сценариев о советской столице.
Хотя актерский состав ленты сложился не сразу - на главную роль до Алентовой претендовали Ирина Купченко, Маргарита Терехова, Анастасия Вертинская, – персонаж Ахеджаковой «удался» с первого раза, так как сценарий был прописан именно для этой актрисы. По сюжету, героиня Ахеджаковой – директор клуба знакомств, которая помогает Катерине, сильной женщине-лидеру, найти мужчину для серьезных отношений.
В 1981 году работа Меньшова была удостоена премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Сегодня лента считается классикой советского кинематографа. По свидетельствам историков, фильм в 1985 году несколько раз смотрел и пересматривал 40-й президент США Рональд Рейган во время подготовки к первой встрече с Михаилом Горбачевым.
В 90-х к Валентину Черных несколько раз поступали заявки из Голливуда с предложением снять американскую версию фильма, но, по мнению сценариста, все иностранные ремейки ленты были бы обречены на провал.
«Человека надо охранять от человека...»
Одной из самых смелых задумок режиссера Эльдара Рязанова в 1978 году стал сюжет сатирического фильма «Гараж» (1979). Все действие полуторачасовой ленты разворачивается в пределах одного актового зала, где заседают пайщики вымышленного гаражно-строительного кооператива «Фауна».
Идею для фильма Рязанову подбросила сама жизнь: в середине 70-х режиссер побывал на реальном заседании кооператива по строительству гаражей при «Мосфильме». Спустя несколько лет он решил отразить пережитые впечатления в сатирическом и остросоциальном «Гараже» – не зря он показал самого себя в фильме в роли профессора Смирновского, который все заседание проспал, облокотившись о гипсового бегемота.
Съемки фильма шли ударными темпами, поскольку все актеры-участники (Светлана Немоляева, Андрей Мягков, Валентин Гафт) на момент начала работы были не только востребованными театральными актерами, но и звездами кино. Под всех них, в том числе и под Лию Ахеджакову, Рязанов писал роли специально. Для актрисы он придумал образ Елены Малаевой, матери-одиночки и младшего научного руководителя НИИ «Охраны животных».
Именно героине Ахеджаковой принадлежал один из самых искренних и драматичных монологов фильма о том, что руководство кооператива собирается отказать самым беззащитным пайщикам. Чтобы восстановить справедливость, ей пришлось спрятать ключ от зала и запереть всех участников в одной комнате на целую ночь.
«Окажите материальную поддержку первой пионерке...»
Еще одной социальной трагикомедией Эльдара Рязанова при участии Лии Ахеджаковой и Валентина Гафта в 1991 году стал фильм «Небеса обетованные». За эту работу актриса получила премию «Ника» в номинации «Лучшая женская роль второго плана».
Но сначала персонаж «первой пионерки»-попрошайки Фимы не понравился Лии Меджидовне. Ей не пришлось по вкусу и то, какую реальность брался описывать режиссер: разруха, нищета, неустроенность накануне распада СССР, а главные герои – бездомные, которые борются с городскими властями за свое право жить.
Тем не менее, от съемки в «Небесах обетованных» у Лии Ахеджаковой остались самые приятные впечатления, а ее слова о милосердии и ироничные замечания о равнодушии людей - стали крылатыми. По мнению читателей журнала «Советский экран», в 1991 году лента стала самым лучшим и выдающимся фильмом года.
«Наша цель – помогать искусству»
В июне 2018 года Лия Ахеджакова снова появилась на больших экранах после почти десятилетнего перерыва в кинокарьере. Она сыграла эпизодическую роль в байопике о Викторе Цое – фильме «Лето».
Работу над лентой актриса начала зимой 2017 года, после того, как режиссер отснял большую часть материала с участием актеров Тео Ю, Ирины Старшенбаум и Ромы Зверя. В фильме она исполняет роль хозяйки квартирника, куда приходят петь молодые музыканты Майк Науменко и Виктор Цой. Устами своей героини Ахеджакова говорит о том, как важно помогать молодым представителям искусства.
По словам продюсера картины Ильи Стюарта, участие заслуженной артистки России в ленте стало символом связи поколений и вечной темы «Лета». «Я убежден, что это кино о сегодняшнем дне. Мы видим много параллелей с 81-м годом сегодня, и в этом особенность искусства: касаясь любой исторической темы, мы говорим про сегодняшний день», – отметил он на встрече с журналистами после премьеры фильма на «Кинотавре».