on air preview
Прямой эфир
ОБЩЕСТВО

Пролог Второй мировой: почему в 1914-м мир не устоял на краю катастрофы

11/11/2018 — 19:47
Пролог Второй мировой: почему в 1914-м мир не устоял на краю катастрофы
Фото: ТАСС/ Dpa
Пролог Второй мировой: почему в 1914-м мир не устоял на краю катастрофы
Фото: ТАСС/ Dpa
Пролог Второй мировой: почему в 1914-м мир не устоял на краю катастрофы
Фото: ТАСС/ Dpa

Из Первой мировой войны, или как ее тогда называли – Великой войны, Россия вышла фактически в марте 1918 года. Причина – победа революции и Декрет о мире. Он был подписан большевиками одним из первых, как и Декрет о земле. Да, россияне вышли из войны чуть раньше остальных, но вклад русских солдат недооценить нельзя. Четыре года они погибали во имя Антанты. Гнили в окопах, травились хлором, умирали от голода в плену. И все-таки побеждали. О русских жертвах Великой войны – корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Гальперин. 

Этого дня весь мир ждал четыре года, три месяца и 10 дней. 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу в железнодорожном вагоне представители Германии и стран Антанты заключили мирное соглашение. Это был финал «Великой войны».

«Это конфликт, в котором сражались не столько армии как таковые, сколько вооруженные народы», – говорит Константин Пахалюк, главный специалист научного отдела Российского военно-исторического общества.

Но формально это война двух коалиций. Антанты – союза Российской империи, Франции, Великобритании и еще десятка государств. И «Центральных держав»: Австро-Венгрии, Германской, Османской империи и Болгарии. Всего 38 из 59 независимых стран того времени. По официальным данным, под ружье поставили около 70 миллионов человек, 10 миллионов домой так и не вернулись.

По данным историка Николая Головина, российская и германская империи потеряли почти по два миллиона солдат. Зачинщик конфликта Австро-Венгрия – 1 млн 200 тысяч. Франция – около полутора миллионов. Соединенные Штаты, ввязавшиеся в войну лишь в 1917-м, оставили на фронтах войны 126 тысяч человек.

А ведь большинство стран было против войны. В 1914 году в бой рвались в основном австро-венгры и англичане. Германия поддерживала. Первая мировая навсегда поменяла представление о войне. 

«Если раньше предполагалось, что отважная пехота и еще более храбрая кавалерия лихой атакой может прорвать любую оборону, то первые бои Первой мировой показали, что современное оружие может отразить любую храбрую атаку», – констатирует Евгений Белаш, военный историк, автор книги «Мифы Первой мировой» 

А ведь «Центральные державы» рассчитывали на блицкриг – за 39 дней захватить Францию. Кайзер Германии Вильгельм II, кстати, дядя Николая II, говорил: «Обед у нас будет в Париже, а ужин – в Санкт-Петербурге».

Но «великая» война переросла в окопную или, как ее называли военные, «позиционную». Солдаты зарывались в землю. Километры укрепленных траншей, системы блиндажей и дотов по всей Европе.

Европейские армии начала ХХ века вооружены по последнему слову. У русского солдата – трехлинейка, или винтовка Мосина, удобная и практичная, идеи создатель позаимствовал у австрийского конструктора Манлихера.

«Винтовка неприхотливая. Если не было возможности ее почистить после боя, она прощала это. Достаточно было просто отодвинуть затвор, продуть, и винтовка готова к использованию», – показывает Алексей Тарасов, инструктор Центрального стрелкового спортивного клуба.

К 1914 году в русской армии на вооружении стояло 4,5 миллиона «трехлинеек». Арсенал пополняли сверхтехнологичным на тот момент оружием – минометами, огнеметами и пулеметами. 

Это, пожалуй, самый известный пулемет в мире. В России его называют «Максим» с ударением на «и». Хотя правильно с ударением на «а». В честь создателя и американского конструктора Хайрема Максима. Солдаты называли этот пулемет «адской косилкой». А пацифисты того времени требовали запретить его как негуманное оружие.

Вооруженные до зубов, армии сидели в окопах, защищенные рядами колючей проволоки. Прорвать такую оборону почти невозможно.

Апрель 1915 года. Немецкая армия несколько недель не может выбить французов под бельгийским городом Ипр. Впервые в ход пошло оружие массового поражения – отравляющие вещества. Немцы распылили 168 тонн хлора.

«Это была одна из самых мощных химических атак. Однако немцы не сумели воспользоваться этим эффектом, потому что понимали, что там облако хлора, и занимать эти позиции они не собирались», – рассказывает Андрей Уткин, кандидат химических наук, независимый эксперт по химическому оружию, постпред РФ при ООН.

Но первыми действие отравляющих веществ, уверяет историк Константин Пахалюк, испытали на себе именно русские солдаты в январе 1915-го. 

«Это был аналог слезоточивого газа. Это не значит, что его воздействие было неощутимым. Сотни наших солдат падали, теряли сознание. Некоторых хоронили, а они оказывались живыми. Это был кромешный ад», – говорит историк.

Вот так выглядел первый противогаз – марля и пакля. Пропитывали, чем было, водой или мочой – изобрели солдаты. А в 1915 году профессор Зелинский представляет миру свое средство защиты.

«Только ему пришла в голову спасительная мысль применить в качестве защиты активированный березовый уголь. Уголь применялся для очистки воды с глубокой древности. Его поглотительные свойства были известны давно. А вот чтобы применять его для очистки газов, пришла мысль моему отцу», – рассказывает Андрей Зелинский, сын Николая Зелинского, директор музея-квартиры ученого.

В феврале 1916 года император Николай II приехал на станцию Могилев. Там проводили испытания всех известных видов противогазов. Железнодорожные вагоны наполнили отравляющими веществами. В один из них зашел помощник Зелинского Сергей Степанов, чей сын погиб на фронте во время газовой атаки. Спустя пять минут после начала эксперимента из вагонов вышли все, кроме Степанова.

«Он там пробыл около часа. И когда все решили, что он погиб, и стали стучаться в дверь вагона, он вышел и показал всем, что его противогаз – единственное спасительное средство. Царь сказал: немедленно начать производство», – говорит Андрей Зелинский. 

А вот еще один способ борьбы с вооруженной пехотой, защищенной цепью траншей и проволоки. «Большой Вилли» или «Марк-1», первый британский танк. В переводе с английского – цистерна. Он действительно больше похож на ромбовидный бак с гусеницами. Впервые был применен в битве на Сомме в 1916 году. До наших дней сохранилась модификация «Большого Вилли» – «Марк-5».

В экипаже было восемь человек. В тесном, замкнутом пространстве всегда было жарко. Здесь скапливались газы. Кроме того, при движении неимоверно трясло. По инструкции машина должна была останавливаться каждые полчаса для проветривания: система вентиляции была несовершенна. 

Но половина, а то и две трети потерь армии всех фронтов несли от артиллерии. С небес на землю падали тонны снарядов. Настоящий солдатский кошмар – шрапнель. Снаряды, начиненные металлическими шариками, обрушивались, словно свинцовый дождь.

«Появляется такой термин как снарядный шок. Использовали немцы тяжелые снаряды, так называемые чемоданы. И вой этих снарядов, и ужас, которые они сеяли, сказывался на психике людей», – отмечает Александр Репников, доктор исторических наук.

«Ад не может быть столь ужасным, как эта кровавая бойня», – писал один французский солдат. Он был участником самой кровопролитной битвы Первой мировой – «верденской мясорубки». Длилась она 10 месяцев, в ней погибло 430 тысяч человек.

«Это была мясорубка, потому что она была нацелена на то, чтобы как можно больше людей было перебито», – поясняет Константин Пахалюк.

Французам помогла русская армия. 22 мая 1916 года началась операция, которую долгое время называли венцом полководческого искусства, – Брусиловский прорыв. 

«Он заставил использовать немцев часть сил на восточном фронте. Поэтому, несмотря на очень тяжелые потери, французы выстояли», – говорит Евгений Белаш.

Брусиловский прорыв завершился в сентябре 1916 года, как говорят нынешние историки, частичным успехом. Хотя современники называли эту операцию коренным переломом. Брусилов пробил брешь в австрийском фронте, открыв дорогу на Вену. 

«Несмотря на все успехи Брусиловского прорыва, немцы перекинули туда силы. Они спасли австрийцев и стабилизировали фронт. Не отрицая значения Брусиловского прорыва, что он поставил на грань поражения Австро-Венгрию, и ухудшил ситуацию внутри страны, никакого открытого фронта, чтобы спокойно наступать на Вену, не было», – считает Константин Пахалюк.

По данным Генштаба русской армии, в плен попали около трех миллионов русских солдат и офицеров.

«К русским отношение было негативное отношение, с элементами жестокости», – указывает Александр Репников. 

Так, несколько сотен пленных поместили в словенскую пещеру Постойнска-Яма. Русские строили там горную дорогу и мосты, а их морили голодом. Да и другие лагеря не отличались гуманностью. Офицер Иван Банифатьев вспоминал, как их гнали из Польши в Германию.

«Из Брезины повели нас, почти раздетых, без сапог и шинелей, к границе. Многие из нас были раненые, больные. Шли мы шесть дней. Нас не кормили. Подведут к яме с картошкой или свеклой и кричат: «Ешьте, русские свиньи».

Но провизии не хватало и действующей армии. Солдаты месяцами могли просидеть в окопе. В качестве развлечений – письма и охота на гигантских крыс. Люди умирали от холеры и тифа, разносимого вшами. 

«Возникают у солдат разные мысли. Не только героические. Ради чего мы воюем?», – отмечает Александр Репников.

В Первой мировой не было явных победителей, лишь Соединенные Штаты получили миллиардные военные заказы и спасли свою экономику от возможного краха. А американский президент Вудро Вильсон, словно голубь мира, предложил создать Лигу наций и гарантировать политическую независимость и территориальную целостность большим и малым государствам. 

«Великая война» зажгла огонь революции, которая стерла с карты мира четыре великих империи: Османскую, Австро-Венгерскую, Германскую и Российскую. Владения бывших империй растащили на куски победители – Англия, Франция и Италия. Страны Антанты нарисовали новые карты Европы, Азии и Африки. Срок годности этой карты мира оказался небольшой – всего 20 лет – до начала Второй Мировой войны.

Независимость провозгласила Венгрия, которой отошли Закарпатье и Мукачево. Вместо Австро-Венгрии появились слабые микрогосударства, в том числе никем не признанные: от Словацкой Советской Республики до Республик Фиуме и Банат. Многие не просуществовали даже месяца. 

Версальский договор, подписанный летом 1919 года, стал миной замедленного действия. Он учитывал интересы стран-победителей – Великобритании и Франции, в первую очередь. Но только не интересы вновь образованных стран. А для Германии договор и вовсе оказался унизительным. Часть территорий была аннексирована. Страна лишилась всех своих колоний. Острова в Тихом океане отошли Японии. Новая Гвинея досталась Австралийскому Союзу. Африканские территории – Португалии, Бельгии, Великобритании, Франции… Германия должна была отменить обязательную военную службу. Вся вооруженные силы должны были состоять из сухопутной армии, и только. Боевые корабли отбирали державы-победительницы. Современная по тем временам бронетехника и авиация также под запретом. Плюс к этому вся ответственность за ущерб возложена тоже на Германию. Безжалостные репарации привели к полному обнищания немецкого народа. К тому же Германия должна была безвозмездно отдавать весь уголь Франции. В результате замерзающие немецкие дети понимали, кто их враг на самом деле. Поэтому не удивительно, что Германия только и жила мыслью о реванше. И в 1933-м привела к власти нацистов. Так появился Третий рейх.

Последние новости

    Поделиться:

    Последние новости