Российский президент Владимир Путин на этой неделе подписал документ о новом налоговом режиме в стране. Этот закон уже окрестили «законом о самозанятых». Он касается миллионов человек – от бабушек, которые пекут пирожки и продают их на вокзале, до фотографов и массажистов, которые работают сами на себя. Какой будет жизнь по новым правилам, разбиралась корреспондент «МИР 24» Маргарита Гырылова.
Имидж для Кати Мороз важен, особенно свой. Работать нелегально для девушки не вариант: невесты чеков не берут, а вот какой-нибудь дом моды за подработку на показе хочет видеть отчетность. Новый закон о самозанятых дает девушке возможность развиваться.
«Главное, что это сделано очень просто. Это всегда меня останавливало, чтобы оформить ИП. Я несколько раз собиралась, заходила на сайт и закрывала, думала: ладно, подождем до следующего раза», – сказала визажист Екатерина Мороз.
И вот этот раз настал. С 1 января 2019 года начинается эксперимент: все, кто официально не трудоустроен, но при этом работают, например няни, репетиторы, фрилансеры, должны будут платить налог со своего дохода.
Если услуга оказана физическому лицу, налог – 4%, если юридическому – 6%. При этом годовой доход самозанятого не может превышать 2,4 миллиона рублей. Если больше, придется оформиться как ИП и платить 13% от прибыли, или патент.
Екатерина думала о патенте, но ей оказалось невыгодным платить за него 40 тысяч в начале каждого года. Она многодетная мама, рисует абажуры на заказ, чтобы хоть как-то помочь мужу – единственному кормильцу семьи.
«Вот сейчас будет Новый год, Рождество, все хотят подарки. И все заказывают, как подорванные. А потом раз – и затишье, ничего нет», – говорит художница Екатерина Уткина.
Преимущество нового налогового режима: ваш персональный бухгалтер – это ваш телефон. Вы скачиваете приложение, которое называется «Мой налог», и ведете в нем всю бухгалтерскую отчетность. Например, получили две тысячи рублей от покупателя и выписали электронный чек в приложении.
Проект – пилотный. Начнется с Москвы, Подмосковья, Калужской области и Татарстана. По мнению экономиста Алисена Алисенова, экспериментальные регионы подобраны не совсем верно: уровень жизни в них высок по сравнению с далекой провинцией.
«Есть самозанятые граждане, которые ездят на «Майбахе», - это одна группа, но есть действительно те, кто вынужден подрабатывать где-то», – говорит доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНГХИС Алисенов.
Для Амира Фахретдинова даже 4% – деньги, делиться ему не особо хочется.
«Для меня вот 1,2 тысячи рублей в месяц – это посещение бассейна и постоянное обновление инвентаря для бассейна. Если я буду отдавать эту сумму, значит, мне нужно исключить бассейн», – отметил массажист Амир Фахретдинов.
А вот Лена Медведева негодует. У нее бизнес: те самые фрилансеры, чьи доходы в тени, арендуют у нее площадки. Она исправно платит налоги, а они – нет. А право на бесплатную медицину и образование есть у всех.
Налоги, полученные от самозанятых, останутся в региональных бюджетах. И их будут тратить на медицину – на здоровье людей. Какие суммы выручит бюджет, пока неясно. Число фрилансеров в России – 15 миллионов человек, и это только на бумаге.
«Цифры все приблизительные, даже в отношении количества самозанятых разбег от пяти до 30 миллионов», – сообщил Владимир Саськов.
Простая арифметика: возьмем средние показатели, допустим, в стране – 15 миллионов фрилансеров, зарабатывают они, опять же допустим, 10 тысяч рублей в месяц. Их общий доход получается 150 миллиардов рублей ежемесячно. Это в 21 раз больше годового бюджета Улан-Удэ (семь миллиардов рублей), или в семь раз больше бюджета Ярославля (19,5 миллиарда рублей).
57-я статья Конституции гласит: каждый обязан платить налоги и сборы. На деле платит каждый, кроме самозанятых. Искать их начнут при помощи «умных программ». Например, в социальных сетях вычислять пост с рекламой услуг или товаров. В век цифровой экономики технологии позволяют.
Уже сейчас есть практика: подозрительные счета блокируют, а человека просят объяснить, откуда «денежки». Такой механизм налоговая вряд ли упустит, а на переводах не написано: «С любовью, маме». Есть и другие нюансы: самозанятыми нельзя считать тех, кто занимается перепродажей, это уже торговля.
«Может возникнуть конфликт, что я, к примеру, вырастил дерево, из этого дерева вырезал ложку, но продаю не я, а мой сын. И получается фактически перепродажа. Это тонкий пласт», – сказал эксперт Владимир Саськов.
Но все же бонусы закон обеспечивает: самозанятые смогут оформить справку о доходах, а значит, бумаги для кредита и документы для визы. Но Аня и Лена – у них школа пряников – думают, что не все так сладко.
Чтобы понять все за и против, повременят с наказанием. Только с 2020 года введут штраф 20% от выручки для тех, кто скрыл ее первый раз. При повторном нарушении возьмут все 100% дохода. А пока самозанятые привыкают к новым реалиям.