Знаменитый актер, народный артист СССР и России Василий Лановой ушел из жизни в возрасте 87 лет. Ранее его госпитализировали с коронавирусом, передает телеканал «МИР 24».
Его благородный профиль и богатырский разворот плеч узнаваемы в любых ролях. И неважно, сыграны они начинающим актером или знаменитостью, обладателем множества театральных и кинонаград. Недаром Василий Лановой еще в Советском Союзе стал настоящим символом мужественности во всех ее проявлениях, тем, что позднее стали называть «секс-символом». Но сводить актерский успех Ланового только к этому будет совершенно неправильно. Талантливый артист, он настолько искренне проживает каждую свою роль, так глубоко врастает в своих героев, что его почти невозможно отделить от его актерских работ. Иван Варавва из фильма «Офицеры», Грей из «Алых парусов», Вронский из «Анны Карениной», Павка Корчагин из одноименного фильма – все эти образы стали второй жизнью Василия Ланового, одного из самых мужественных артистов советского и российского кино и театра.
Очередь над головой
Прежде чем стать настоящим, успешным актером, Василию Лановому пришлось приложить большие усилия, чтобы справиться с заиканием. Логоневроз стал следствием тяжелой психологической травмы, полученной семилетним мальчиком в 1941 году. Перед самым началом войны родители отправили Васю Ланового отдохнуть у бабушки с дедушкой в селе Стрымба под Одессой, где он и оказался в оккупации. По словам самого Ланового, один из множества немецких солдат, проходивших через село, подарил ему свой ремень, который мальчишка тут же и надел. Но вскоре другой немец потребовал вернуть амуницию, а чтобы Вася поторопился, дал над его головой очередь из пулемета, доведя ребенка до шока.
На коньках за капустой
Василий Лановой вернулся в Москву только в 1944 году: мать, едва дождавшись возможности поехать в родное село, забрала сына и вернулась с ним домой. Голодное московское детство приучило подростка добывать себе пропитание самыми разными способами. В частности, с компанией таких же сорванцов Вася Лановой, как он сам рассказывает, воровал капусту с проезжавших по улицам грузовиков. Мальчишки надевали коньки и на них догоняли неторопливые машины, умудряясь прямо на ходу вытаскивать из кузова мерзлые капустные кочаны. До следствия и суда дело не дошло только чудом: «Милиция арестовала многих из моих подельников. Почти все сгинули в тюрьмах. А мне снова повезло», – признавался много позже знаменитый артист.
Семьдесят лет на сцене
В 1947 году Василий Лановой начал заниматься в театральной студии Дворца культуры ЗИЛ, которой руководили знаменитые педагоги Сергей Штейн и Лидия Сатель. Именно здесь начинающий актер получил первые уроки сценической речи: ему пришлось бороться не только со своим заиканием, но и с явным украинским акцентом (вся семья Лановых была родом из-под Одессы). Упорство и талант юного театрала помогли ему добиться успеха: уже в 1951 году Василий Лановой получил свою первую театральную премию – грамоту Всесоюзного конкурса самодеятельных артистов.
Фото: TASS
Небо, сцена, газеты
Несмотря на то, что Сергей Штейн изо всех сил уговаривал своего воспитанника продолжать театральную карьеру, золотой медалист Василий Лановой по окончании школы поступил на факультет журналистики МГУ. Чуть раньше, едва получив неполное среднее образование, Лановой пытался поступать в летное училище, мечтая о небе, но от этого поступка его отговорил Сергей Штейн. В итоге, проучившись полгода в университете, Василий Лановой после съемок в своем первом фильме – «Аттестат зрелости» – принял решение связать свою жизнь с кино и театром и поступил в Театральное училище имени Бориса Щукина.
Шестьдесят театральных ролей за 60 лет в одном театре
По окончании Щукинского училища в 1957 году молодой актер Василий Лановой был принят на работу в Государственный академический театр имени Вахтангова – и продолжает работать в нем по сей день! За шесть десятков лет карьеры «вахтанговца» он сыграл в шестидесяти спектаклях, не считая эпизодической работы в театре под руководством Александра Калягина. Примечательно, что многие театральные роли так или иначе повторялись и в кино: например, Ковьель из «Мещанина во дворянстве», Самсонов из «Человека с ружьем» или Владимир Маяковский в «Конармии».
Голос «Великой Отечественной»
Характерный низкий, неторопливый голос Василия Ланового – результат его усилий по преодолению заикания и украинского акцента. Довольно быстро актера со столь необычными голосовыми данными заметили режиссеры документальных фильмов и радиопостановок, и Лановой стал одним из самых знаменитых советских художественных чтецов. Вершиной этой карьеры можно считать участие в озвучании многосерийного документального фильма «Великая Отечественная», созданного совместно советскими и американскими кинематографистами в 1978 году. Поскольку фильм предназначался прежде всего для западной аудитории, ведущим и основным англоязычным диктором стал американский актер Берт Ланкастер, а русский текст доверили читать Василию Лановому. За эту работу он в числе других создателей документального сериала получил одну из самых высоких советских наград – Ленинскую премию.
Фото: TASS / Мастюков Валентин
79 ролей в кино
Кинокарьера Василия Ланового сложилась, пожалуй, еще удачнее, чем театральная: число кинофильмов и телесериалов, в которых он снялся, превышает число театральных ролей. К тому же в театре Вахтангова молодому артисту долгое время не доверяли главных ролей, тогда как в кино он практически с них и начал. В частности, в 1956 году Василий Лановой почти случайно оказывается утвержденным на роль Павки Корчагина в одноименном фильме, второй экранизации романа Николай Островского «Как закалялась сталь». Существует легенда о том, что молодого артиста на съемках фильма «300 лет тому…» заметил режиссер «Павла Корчагина», снимавшегося в соседнем павильоне. На тот момент корчагинскую роль исполнял Георгий Юматов, но его работа не удовлетворяла ни его самого, ни съемочную группу. Наткнувшись взглядом на статного юношу с открытым волевым лицом, режиссер Алов в шутку предложил ему роль Корчагина, а Лановой на полном серьезе согласился. Правда, это решение надолго рассорило его с Юматовым: примирение состоялось только 15 лет спустя на съемках фильма «Офицеры».
«Он противник – мощный и умный»
В актерском созвездии телесериала «Семнадцать мгновений весны» звезда Василия Ланового сверкает, может быть, и не так ярко, как звезды Вячеслава Тихонова, Леонида Броневого или Юрия Визбора. Но тем не менее роль обергруппенфюрера Карла Вольфа стала заметной работой актера. Он сам вспоминает о двух эпизодах, связанных с этой ролью. Во-первых, режиссер Татьяна Лиознова лично ездила в театр Вахтангова уговаривать Ланового сняться в ее фильме: «Татьяна Михайловна приезжала ко мне в театр дважды, приглашая сняться в фильме, – рассказывает знаменитый артист. – Но я был занят в театре и в другой картине, потому упорно отказывался. Лиознова не отступала, так как видела в этой роли исключительно меня. Я сдался, услышав ее поразительную фразу о моем герое Вольфе: «Он не враг, он противник – мощный и умный». А второй эпизод касался настоящего Вольфа. По воспоминаниям Василия Ланового, однажды автор романа и сценария Юлиан Семенов признался ему, что, встретившись в Кельне с реальным Карлом Вольфом, спросил его, видел ли он фильм и как оценивает работу актера, исполняющего его роль. «Абсолютно не похож!», – якобы буркнул не страдавший худобой отставной генерал СС.
Любимая маленькая роль
В обширной кинокарьере Василия Ланового нашлось место лишь для одной комедийной роли – и та в эпизоде. Он сыграл «короля пляжа» в фильме «Полосатый рейс», и несмотря на то, что весь эпизод длится несколько секунд, эта роль не прошла незамеченной. А для актера она, по его собственным словам, особенно дорога: «Самой моей любимой ролью является эпизод в «Полосатом рейсе», где я играю парня, который говорит: «Красиво плывут! Вон та группа в полосатых купальниках…». По признанию Ланового, режиссер с трудом уговорил его сняться: на возражения, что он давно уже играет главные роли, тот заметил, что иногда эпизод делает человеку карьеру. «Сейчас я понимаю, что он прав, и благодарен за эту маленькую комедийную роль», – говорит знаменитый артист.
Фото: TASS / Мастюков Валентин
Памятник на набережной
В 1971 году Василий Лановой, согласно опросу журнала «Советский экран», был признан актером года. Такой высокой оценки удостоилась работа в культовом фильме «Офицеры», где Лановому досталась одна из двух главных ролей – Ивана Вараввы. И сам фильм, и героически-романтический образ Вараввы, всегда верного долгу и чести офицера, стали настолько популярными, что ему даже поставлен памятник. Скульптурная композиция возле одного из зданий Минобороны России на Фрунзенской набережной, изображающая один из финальных эпизодов киноленты – это единственный на сегодняшний день памятник актеру Василию Лановому.