На этой неделе не стало культового режиссера Георгии Данелии. О нем знали миллионы. Данелия говорил о дружбе, как она есть: и между народами, и между людьми.
«Мы снимаем фильм под названием, которое еще неизвестно. Во всяком случае, фильм относится к разряду комедии, но пока все это не смешно, то, что мы сняли», – говорил Данелия.
«Разряд комедии» для своих фильмов, как потом признавался Данелия, он старался получить по одной простой причине – на съемки такого жанра давали больше пленки. И всегда получалось смешно. Даже там, где хотелось плакать. Картину «Тридцать три», снятую в середине 60-х, Георгий Данелия изначально и задумывал как комедию, но через две недели после выхода на широкий экран фильм запретили.
Партийному идеологу Суслову не понравились кадры, где главный герой - простой человек из города Верхние Ямки - едет как космонавт, с эскортом в автомобиле «Чайка». Данелии предложили эпизод вырезать – он отказался. Фильм лег на полку. А Евгений Леонов и его песня «На речке» из фильма станут для Данелии настоящими талисманами и пройдут с ним через многие фильмы.
Фильм «Не горюй» Георгий Данелия снимал про себя, про свое тбилисское детство, про большую, шумную, грузинскую семью. Из Тбилиси в Москву родители Данелии переехали почти сразу после его рождения. Отец Николай Данелия – главный инженер советского метростроя. Фильм «Я шагаю по Москве» отчасти посвящение и ему. Мать Мери Анджапаридзе работала режиссером на «Мосфильме». Возможно, поэтому Георгий Данелия после архитектурного института поступил на высшие режиссерские курсы и почти сразу стал снимать кино. Но каждое лето он ездил в родной Тифлис.
Тетя Верико Анджапаридзе, ее муж Михаил Чаурели и их дочь Софико – актеры. От них-то он услышал историю о том, как один директор киностудии лично утверждал план своих похорон. Сцену со сборами на тот свет режиссер встроил в сценарий фильма.
«Во всех его фильмах – и в русских, и в грузинских - бесконечный юмор, ничего советского нет в его фильмах. Это общечеловеческое», - отметил советский и грузинский кинорежиссер, актер Мераб Кокочашвили.
Друзья рассказывают, Данелия умел дружить как никто другой. За режиссера Александра Серого, когда тот вышел из тюрьмы и был без кино, пошел просить к директору Мосфильма Сизову. На работу над фильмом «Джентльмены удачи» дали добро, но с условием – Данелия поможет со сценарием и возьмет под контроль режиссерскую работу. В итоге получился «самый данелиевский фильм».
«Все сцены сколько-нибудь сложные психологически снимал только Данелия. Вот эта последняя сцена про «Обрили уже» очень трогательная», – говорит писатель, сценарист Виктория Токарева.
Очень часто Георгий Данелия сценарий менял по ходу съемок. Роль подстраивал под актера. Так не раз было с Вахтангом Кикабидзе. Это Данелия когда-то пригласил барабанщика из ансамбля «Орэра» на съемки фильма «Не горюй». Потом больше 50 лет они были не разлей вода.
За «Мимино» Данелии тоже пришлось бороться – отстаивать эпизод телефонного разговора. Когда главного героя вместо города Телави соединили с Тель-Авивом.
«Самый трогательный, самый подкупающий эпизод министерство кинематографии потребовало вырезать. Это погубило бы картину», – говорит заслуженный деятель искусств РСФСР, оператор к/ф «Мимино» Анатолий Петрицкий.
«Как он успел туда влезть, в эту душу, в это сердце, почему вдруг так», – отметил Народный артист СССР Армен Джигарханян.
Актеры к Данелии всегда шли. Шли абсолютно на любые роли.
В последние годы Георгий Данелия болел, почти ничего не снимал. Говорил, «жизнь – не сценарий, ее не перепишешь, а жаль». Последней его работой стала анимационная версия его космической одиссеи по-советски – «Кин-дза-дза». Мультфильм получил высшую награду киноакадемии – что-то вроде мультипликационного «Оскара».
Георгия Данелию похоронят на Новодевичьем кладбище рядом с Олегом Табаковым и Станиславом Говорухиным. Прощание пройдет во вторник.