В послании к Федеральному собранию президент России Владимир Путин упомянул проект «Бережливая поликлиника». Речь идет о переходе на электронные носители вместо бумажных карт в регистратуре, об упрощении процедуры записи на прием к врачам и о других мерах. В Саратовской области уже приступили к реализации указов президента, но что-то пошло не так. С разницей буквально в пару дней в разных городах жители нашли на помойках медицинские карты. С именами, датами рождения, адресами и диагнозами пациентов. Прокуратура начала проверку. Подробности узнавала корреспондент «МИР 24» Ксения Крихели.
В самом центре Саратова на задворках частной клиники среди мусора оказались медицинские карты пациентов. Тревогу забили местные жители. Видео быстро разлетелось по соцсетям. Документы оттуда вывезли, а делом заинтересовались следователи.
«В медицинских документах указаны анкетные данные граждан, их домашние адреса, диагнозы и результаты обследований. Тем самым в открытом доступе находились сведения о частной жизни людей, составляющие их личную и врачебную тайну», – сказала старший помощник руководителя следственного управления Следственного Комитета РФ по Саратовской области Надежда Волошина.
В руководстве клиники ситуацию с выброшенными медкартами не комментируют. Зато за директора медцентра охотно вступается местный охранник. Говорит, даже есть подозреваемые.
В 60 километрах от Саратова есть город Маркс. Ситуация один в один. Среди прочего мусора находят стопки с медицинскими картами, историями болезней, анализами и диагнозами.
И снова разбираются правоохранительные органы. А в районной больнице оправдываются: мол, затопило помещение архива, документы подлежали утилизации. Для этого заключили договор со специализированной компанией. Те приехали и все забрали.
Зато эксперты объясняют, как могут воспользоваться выброшенными медкартами мошенники. Коробки с такими документами для них настоящее сокровище.
«Их за определенную сумму можно передать в платную клинику. Они могут произвести обзвон пациентов, пригласить их на бесплатную диагностику. Пациент приходит, ему за несколько секунд выдают полный перечень заболеваний, которые он знает. И можно проводить любые манипуляции и получать сверхприбыль с этого», – считает сопредседатель общественного Совета по защите прав пациентов при Департаменте здравоохранения Москвы Игорь Цикорин.
Информацией о здоровье можно шантажировать. Например, угрожать сообщить данные из медицинской карты родственникам или работодателю. Неслучайно ведь каждая медицинская карта – «врачебная тайна».
По закону об охране здоровья все медкарты и истории болезней пациентов должны находиться в архивах медучреждения. Ответственность за их сохранность несет главный врач. Через 25 лет после смерти человека документы уничтожаются. Решение принимает специальная комиссия. Она же заключает договор с фирмой, которая бумаги утилизирует. В среднем берут по шесть рублей за килограмм макулатуры. Но можно и сэкономить.
К медкартам в этой клинике доступ есть только у него и у нескольких сотрудников. Дмитрий Семенов – директор столичного Института имени Владимирского. Показывает регистратуру и архив.
В этой клинике несколько лет назад перешли на «цифру». Говорят, так и удобнее, и дешевле. Рентген теперь хранится только в компьютере. Само понятие «снимок» вышло из обихода.
«Врач-рентгенолог из этого архива забирает изображения, чтобы оценить их, построить реконструкции, написать заключения, сравнить их с документами из истории болезни, которые хранятся в нашем институте в цифровом виде», – отметила руководитель рентгенологического отдела Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского, профессор Мария Вишнякова.
В поликлинике №2 в Мурманске тоже переходят на электронные носители. Они дублируют то, что есть на бумаге. Это прописано в законе, но почему-то сотни медицинских карт снова оказались на помойке.
Эту тенденцию остановить можно, считают эксперты. Достаточно за это хотя бы один раз наказать главврача. А это уголовная ответственность как-никак. Но это тоже в случае, если пациент сможет доказать, что выброшенная на помойку карта причинила вред.