Не караваем единым: Зеленский и Нетаньяху вспомнили трагедию Бабьего Яра
На Украине на этой неделе встречали премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Событие, которое могло бы остаться не замеченным, если бы не один эпизод: жена Нетаньяху Сара не стала пробовать и бросила на землю кусок от приветственного каравая. Премьеру даже пришлось вступиться за супругу: он записал видеообращение, где пошутил, что, похоже, он с женой придумал способ привлечь внимание всех мировых СМИ.
«Я провожу исторический визит на Украину, но сомневаюсь, получил бы он освещение в СМИ, если бы не было «происшествия с хлебом». Послушайте, что сказал про это глава администрации президента Украины: «понятно, что госпожа Нетаньяху не намеревалась проявить неуважение к Украине, это полная ерунда». Более того, я вам скажу, она специально выбрала одежду национальных цветов Украины. Она вышла из самолета в одежде желто-голубого цвета именно из-за уважения к Украине», – сказал премьер-министр Израиля.
Но не хлебом единым. Во время этого «исторического», как выразился Нетаньяху, визита он посетил Бабий Яр – место массовой казни тысяч евреев. Зеленский обвинил в убийствах немецких оккупантов. Про украинских националистов Бандеру и Шухевича, чьи отряды были даже большими нацистами, чем сами гитлеровцы – ни слова. Тему продолжит корреспондент «МИР 24» Анна Деркач.
В Киеве Биньямина Нетаньяху встречали как родного. После гимна высокого гостя поприветствовал почетный караул. «Героям слава» – официальное приветствие украинских военных. Оно же – лозунг националистов времен Великой Отечественной. Именем одного из них – Степана Бандеры – сейчас назван главный проспект города, по которому Нетаньяху повезли в Бабий Яр. Там он почтил память всех шести миллионов евреев, сгоревших в огне Холокоста.
«Наша главная цель – бороться, чтобы не допустить повторения Бабьего Яра. Те события – чудовищная трагедия для всего человечества», – заявил Нетаньяху.
«Память о жертвах должна служить напоминанием о том, что идеология нетерпимости и насилия отбирает самое дорогое и ценное – человеческую жизнь», – отметил президент Украины Владимир Зеленский.
В сентябре 41-го начинался Бабий Яр с листовок по всему Киеву – еврейскому населению 29-го числа явиться по указанному адресу, в противном случае – расстрел.
Слухи, что всех поведут убивать, принимали за происки советской пропаганды. Да и не хотелось верить в страшное. Все происходило слишком быстро. Этим летом к историкам попало неопубликованное ранее письмо киевского врача Доры Гурович – тети знаменитого поэта Павла Когана.
Рядом с Бабьим Яром был вокзал. Многие верили – их увезут в Палестину или обменяют на военнопленных. Мужчины и женщины, старики и дети понимали все только тогда, когда уже стояли на краю оврага. Голые, под непрерывное стрекотание пулемета и крики недобитых раненых.
30 сентября 41-го Киев был очищен от еврейского населения: 33,371 тысячи человек полегли в Бабий Яр за два дня. В последующие годы немцы расстреляли там еще десятки тысяч. А всего за годы оккупации на Украине погибло 1,5 миллиона евреев, каждая четвертая – жертва Холокоста. Таких цифр гитлеровцы достигли не без помощи местных националистов. Из первоначальных пособников бандеровцы и мельниковцы со временем превратились в полноправных исполнителей карательных процессов.
У бандеровцев на Украине и сегодня много последователей. 23 августа в присутствии президента отметили День флага. Звучал гимн запрещенной в России украинской повстанческой армии. Символику националистических движений военного времени открыто используют батальоны, воюющие на востоке страны.
Но этого в своей стране, кстати, этнический еврей Зеленский словно не замечает. Он вспоминает другой период истории, где Украина и украинцы жертвы.
«Признание Голодомора геноцидом, таким же как Холокост, это заведомо проигрышный вариант. Никогда Израиль этого не признает. Не первый раз они пытаются это сделать. Об этом просил еще Ющенко и, по-моему, Кучма об этом говорил. Но встречаясь, они должны о чем-то говорить. Никакой совместной повестки нет», – заметил Александр Асафов.
На просьбу Владимира Зеленского Нетаньяху действительно отвечать не стал, лишь пригласил его в Иерусалим с ответным визитом. А еще предложил себя в качестве посредника в налаживании отношений между Украиной и Россией. Сохранить дружбу двух братских народов важнее исторических споров.