Для российского президента Владимира Путина тайга – это воспоминания о молодости и стройотряде. Будущий президент трудился лесорубом в Республике Коми. Стройотряды – это школа жизни и карьерный трамплин. Многие из тех, кто сейчас у власти, и те, кто возглавляет список Forbes, прошли через это, отмечает корреспондент телеканала «МИР 24» Дмитрий Барбаш.
Забота у нас простая,
Забота наша такая —
Жила бы страна родная,
И нету других забот!
Для миллионов советских студентов «трудовой» семестр начинался на вокзале. С рюкзаками и гитарами они ехали в тайгу и на целину.
«Провожали песнями. Целый перрон народу был», – вспоминает музыкант, заслуженный артист Украинской ССР Игорь Демарин.
«Это были большие оптимисты, патриоты. Они были настроены на то, что они строят новую жизнь, города, дороги. Это самые смелые, интересные люди, молодые люди, которые поехали в поисках себя, своего места в жизни, в становлении профессии», – считает народная артистка Казахской ССР Роза Рымбаева.
Началось все в 1959-м. Тогда в Казахстане студенты-физики МГУ за лето построили 12 жилых домов, а еще телятник, крольчатник и птичник. Оценив перспективу такого стахановского размаха, власти призвали: даешь в каждом вузе по стройотряду!
«Уже к 1970-1980 гг. это было целое союзное министерство, только под эгидой комсомола, которое работало в огромных масштабах. Речь идет о миллионах людей и о миллиардах оборотов хозяйственных и экономических», – указал политический деятель, первый секретарь ЦК ВЛКСМ в 1986-1990 гг. Виктор Мироненко.
Это была целая армия со своим уставом, командирами, штабом и формой. Главный элемент экипировки стройотрядовца – куртка. Она же бойцовка, целинка, строевка.
«Они были абсолютно разные по цвету: зеленые, синие, бежевые, были светлые в южных регионах СССР, даже с сеточкой небольшой, потому что жарко было. Были, наоборот, теплые в виде толстовки», – отметил руководитель студенческого отряда «Центросоюз» Василий Шабалдин.
Звезду на нашивке носили командиры, пламя – комиссары. Инструмент был у мастера, змея и чаша – у врача. Бойцы линейных отрядов имели одну лычку, зонального – две. У студентов областных стройотрядов их было три, центрального – четыре.
У квартирьеров особых знаков на нашивках не было. Но без них отряд был не отряд. Они первыми выезжали на место будущих строек, подбирали жилье, закупали продукты и стройматериалы, умели считать и договариваться. Таких сегодня называют «эффективными менеджерами».
«Я на глазах видел, как растут шикарные, классные, великолепные кадры. Он приезжает бригадиром – закрывал наряды, руководил, расставлял на работу, занимался обеспечением, кормил, охранял, возил – это уже был человек, которого завтра можно директором школы посылать», – говорит председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов.
Зеленые бойцовки носили председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, министр иностранных дел Сергей Лавров, а еще первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и глава российского государства Владимир Путин. На комсомольских стройках ковалась будущая политическая элита.
«Второй мой стройотряд был в Пятигорске, Алексей Кудрин был комиссаром этого отряда. Мы с Кудриным учились в одной группе и дружили. Это был тот момент, когда я понял, что Алексей Леонидович далеко пойдет. Он показал себя как очень сильный руководитель, но, конечно, я не мог представить себе, что он станет министром и вице-премьером», – признался журналист Дмитрий Травин.
Эта школа жизни стала и школой миллиардеров. Российские бизнесмены, занявшие в 2019 году первые строчки рейтинга журнала Forbes – Леонид Михельсон, Владимир Лисин, Вагит Алекперов, Алексей Мордашов, Геннадий Тимченко, в студенческие годы трудились в стройотрядах.
«Когда знакомлюсь с новыми людьми, мы начинаем вспоминать, и оказывается, что практически 80% были в стройотрядах. Все о них вспоминают как об очень важной и нужной школе жизни», – отметил член Совета Федерации РФ Сергей Лисовский.
Для студента стройотряд был и возможностью легально и неплохо заработать. На ударных стройках его бойцы получали по 2-3 тысяч за семестр. Тогда это половина стоимости кооперативной квартиры. К примеру, повышенная стипендия была около 75 рублей.
«Человек с возрастом начинал получать больше, то есть квартиру он мог получить лет через 15-20, зарплата зависела от трудового стажа. Студотряды, как и система НТТМ (Центры научно-технического творчества молодежи – прим. ред.) – это хитрая, умная попытка это компенсировать», – указал политический деятель, первый секретарь ЦК ВЛКСМ в 1986-1990 гг. Виктор Мироненко.
Центры научно-технического творчества молодежи появились в СССР в годы перестройки. У них были большие льготы, освобождение от налогов и право обналичивать деньги.
«Идея системы НТТМ была в чем-то похожа на систему стройотрядов. Возможно, даже она и подтолкнула к этому. Мы попросили правительство: давайте сделаем исключение для молодых людей, будет польза для них, для общества. То есть, если молодые инженеры смогли придумать какое-то радикальное улучшение качества продукции или объемов выпуска и предприятие получило от этого реальную большую прибыль, разрешите небольшой процент выплатить этим людям в качестве премии», – рассказал Мироненко.
«Уважаемые пассажиры! Бригада фирменного поезда «Южный Урал» приветствует вас и желает доброго пути», – говорит проводник.
Не только ударные стройки: летом студенты становились археологами, педагогами, рыболовами, самыми востребованными были проводники поездов.
«Вот это романтика: первый чай, который ты несешь пассажирам. Потом, конечно, начинаешь немножко по-другому это оценивать, потому что ты сам драишь вагоны. Это только кажется, что работа проводника красивая – подумаешь, выпустил, запустил пассажиров. Нет, это была серьезная закалка», – отмечает вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова.
В стройотряды шли не только за длинным рублем. Была в этом своя романтика. Песни под гитару у костра, танцы в соседнем селе и ощущение причастности к строительству великой страны.
«Я понял кайф от работы руками, когда ты сам кирпичи кладешь и знаешь, что спустя год в этом доме будет человек жить, семья. Или понимаешь, что здесь будет фельдшерско-акушерский пункт, где будут рождаться новые люди. В этом есть подлинный, светлый романтизм, когда ты делаешь что-то такое на земле», – считает музыкант Вадим Самойлов.
Клали кирпичи, белили стены и иностранные студенты. Для них на первом месте был не заработок, а общение с советскими сверстниками. В свою очередь, из СССР ездили на работу в страны соцлагеря.
«Тогда страна была закрыта, выехать за границу было практически невозможно. За границу попадали, конечно, в основном комсомольские активисты. Один наш отряд из 15 человек ехал туда, а 15 чехов ехали к нам и работали. Это всегда был взаимообмен», – пояснил Мироненко.
Это движение запечатлело себя не только в бетоне, но и в культуре. Спевка на языке стройотрядовцев – коллективное исполнение песен на слетах. В 1978-м в Уральском политехе провели первый фестиваль. На нем спел и Вадим Самойлов.
«Если зайти на сайт свердловского областного стройотряда, то там очень много песен, написанных мной, целый пласт. Они, конечно, очень сильно отличаются от того, что мы делали потом в «Агате Кристи», – говорит бывший фронтмен рок-коллектива.
С развалом СССР ушли в прошлое зеленые бойцовки и ударники комсомольского труда. В 2003-м движение возродили. Но советского размаха сегодняшним отрядам достичь не удалось. Да и на полквартиры за трудовой семестр уже не заработать.
А стройотряды уходят дальше.
А строй гитары не терпит фальши...
И наш словесный максимализм
Проверит время, проверит жизнь!