Откровенно и правдоподобно: пять неожиданных фактов о культовом фильме «А зори здесь тихие»
В 1969 году Борис Васильев опубликовал пьесу «А зори здесь тихие» в журнале «Юность». Она мгновенно приобрела интерес публики и вскоре перекочевала на сцену театров. Уже спустя несколько лет на экраны вышел одноименный фильм Станислава Ростоцкого. Он сам прошел фронт и хотел сделать картину максимально реалистичной. После выхода фильм показали на Венецианском кинофестивале и даже номинировали на «Оскар» как лучшую картину на иностранном языке. Правда, статуэтку получила французская лента «Скромное обаяние буржуазии». Картина шла в советских кинотеатрах целый месяц и собрала рекордную прибыль в 1972 году.
В отряд старшины Федота Васкова, недовольного поведением своих солдат, присылают девушек-добровольцев. Многие из них только окончили школу. Васкову эта идея не нравится, но постепенно он проникается к девушкам симпатией, старается их оберегать. Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гуревич выступают на перехват гитлеровцев, из леса выходят 16 диверсантов, начинается неравный бой.
«На фронте ничего существенного не произошло...»
Режиссер Станислав Ростоцкий, будучи на фронте, был сильно ранен и лишился ноги. Жизнь ему спасла медсестра, которая вытащила его с поля боя и выходила. Именно этот эпизод повлиял на желание Ростоцкого экранизировать книгу. «Фильм – благодарность ей и всем женщинам, ушедшим на войну», – признавался позже режиссер.
Несмотря на то, что картина стала настоящим хитом и вошла в топ лучших фильмов о войне в мире, оказалось, что немногие поняли главную идею фильма.
Именно эту фразу часто слышали советские граждане по радио во время войны. Режиссер обращает внимание, что ничего существенного в масштабе всей войны, может быть, и не произошло, но были разрушены судьбы и погибли прекрасные люди.
Фото: кадр из фильма «А зори здесь тихие». Режиссер Станислав Ростоцкий. Производство К/ст им. М. Горького. 1972 год.
«Какой из него старшина?»
Изначально роль старшины Федота должна была достаться Вячеславу Тихонову, но его на тот момент уже утвердили в картине «Семнадцать мгновений весны». Тогда было принято решение пригласить на съемки неизвестных актеров, к которым зритель еще не привык.
Главная мужская роль досталась Андрею Мартынову, которому на момент съемок было всего 26 лет. Ему предстояло сыграть сорокалетнего Федота Васкова. Когда Мартынова привели на съемочную площадку, Ростоцкий был недоволен. Мужчина выглядел значительно моложе своего персонажа, к тому же был очень худым. «Какой из него старшина?» – возмущался режиссер. Кроме того, Мартынов не очень понравился автору пьесы Борису Васильеву.
Было принято решение провести анонимное голосование. На съемочной площадке в качестве экспертов присутствовали ветераны, все они единогласно проголосовал за кандидатуру Мартынова. Актеру пришлось отрастить усы, общаться с несвойственным ему говором и весь съемочный процесс носить накладки на плечи, чтобы скрыть худобу.
Съемочный процесс для Мартынова был нервным: Ростоцкий постоянно переживал за успех будущей картины и даже перестал разговаривать с некоторыми актерами.
«Несколькими годами ранее Станислав Иосифович снял картину «Герой нашего времени», пригласив на роль Печорина Володю Ивашова. Тот уже сыграл в «Балладе о солдате», был народным любимцем, но новая работа, что называется, не пошла. «Герой нашего времени» провалился в прокате, Ростоцкий уговорил Славу Тихонова озвучить Ивашова, чтобы хоть как-то вытянуть роль. Вот Станислав Иосифович и боялся еще одной осечки, делал бесконечное количество дублей, злился на нас. К счастью, люди, чьему мнению он доверял, постарались успокоить его, убедить, что все идет нормально», – рассказал журналистам Андрей Мартынов.
«Ой, пигалица какая! Разве это Женя?»
На роль девушек-фронтовиков отбирали и вовсе студенток театральных училищ. Например, на роль Лизы Бричкиной пробовались 16 актрис, в том числе уже известная Нина Русланова. Однако досталось роль Елене Драпеко, которая на тот момент почти не умела играть. Сама актриса до конца была не уверена, что подходит под типаж своей героини. Играть деревенскую девушку было сложно, так как сама Драпеко родилась в интеллигентной семье. Девушка научилась вологодскому говору, ей перекрасили волосы и загримировали.
Сержанта Кирьянову сыграла Людмила Зайцева. Она сама пришла на киностудию имени Горького и попросила дать ей хоть какую-то роль. Актрисе до этого не везло в карьере, поэтому приходилось перебиваться ролями в массовке.
Ирина Шевчук изначально хотела сыграть Женьку Комелькову, пришла на пробы, но сразу услышала в свой адрес резкую критику: «Ой, пигалица какая! Разве это Женя?». Шевчук предложили поехать в Карелию и сняться в массовке, но она расстроилась и отказалась. В результате спустя некоторое время оператор Вячеслав Шумской убедил Ростоцкого дать Шевчук роль Риты Осяниной.
Лишь Ольге Остроумовой, которая ранее снималась в фильме Ростоцкого «Доживем до понедельника», предложили выбрать для себя роль из сценария самостоятельно. Актриса хотела сыграть Риту Осянину или Женю Комелькову, в итоге ей досталась роль Жени. Ей перекрасили волосы в рыжий, сделали химическую завивку, нарисовали веснушки и создали специальный грим для носа. От которого позже, правда, отказались: он слишком сильно портил внешние данные актрисы.
Фото: кадр и фильма «А зори здесь тихие». Режиссер Станислав Ростоцкий. Производство К/ст им. М. Горького. 1972 год.
«Красивым, молодым женщинам вместо того, чтобы рожать, приходится воевать»
Откровенная сцена в фильме далась всей съемочной команде с большим трудом. Речь идет об эпизоде в бане, где все героини обнажены. Актрисы долго отказывались от сцены, считали ее неоправданной. Режиссера уговорили пойти на компромисс и пригласить дублерш. Для этого на съемочную площадку позвали натурщиц из художественной школы, но в результате сцена режиссеру не понравилась. Натурщицы не были похожи на девушек с фронта. Ростоцкий принялся уговаривать актрис, и спустя четыре часа ему удалось добиться их согласия. Девушки поставили лишь одно условие: на площадке должны быть только женщины, за исключением режиссера и оператора.
Репетировали в купальниках, и лишь для финального дубля актрисы обнажились. Позже оказалось, что мужчины все равно подсматривали за девушками. Например, за сценой стояла специальная установка для выпуска пара. Работник, который ее регулировал, засмотрелся на обнаженных девушек, и дымовая машина взорвалась. К счастью, никто не пострадал. Режиссер позже объяснил, что сцена в бане несет серьезную смысловую нагрузку. Он хотел подчеркнуть, что красивым, молодым женщинам вместо того, чтобы рожать, приходится воевать.
«Выныривала из болота вся в грязи и тине»
В финале фильма выжил лишь Васков, все девушки погибли. Писатель Васильев объяснил это так: если бы в живых осталась хоть одна девушка, произведение получилось бы нереалистичным. Борис Васильев сам был на фронте в 1942 году и знал, что от немцев тогда воевали лучшие солдаты – одолеть их девушкам в меньшинстве было невозможно.
Съемки гибели стали для актрис настоящим испытанием. Режиссер хотел добиться правдоподобности, поэтому сцены были расписаны до мелочей.
«Для съемок этой сцены пиротехник подложил мне заряд под гимнастерку на спине. Но, видимо, не рассчитал, много зарядил. Когда я побежала и заряды стали рваться, гимнастерка – в лохмотья, а меня с силой толкнуло. Я упала по-настоящему. Думала – сейчас погибну на самом деле. От ранения спасла дощечка, которую подложили на спине под заряд», – вспоминает гибель своей героини Гали Четвертак Екатерина Маркова.
Самой тяжелой оказалась смерть Лизы Бричкиной. Специально для съемок в болоте взорвали динамит, чтобы в образовавшуюся воронку стекала болотная жижа. Туда актриса Елена Драпеко должна была прыгать и погружаться с головой.
«Я уходила под воду с головой несколько дублей. И страшно было, и противно. Выныривала из болота вся в грязи и тине. А рядом стоял художник и поливал меня из чайника, чтобы смыть все это. И тут же делали следующий дубль», – вспоминает Драпеко.
Три месяца картина пролежала на полке в Госкино: председатель Алексей Романов отказывался ее показывать. И лишь после того, как фильм увидел Брежнев, было принято решение выпустить его в широкий прокат.