on air preview
Прямой эфир
КУЛЬТУРА

«Венеция» в Химках, мавр-Бондарчук и шекспировская драма в Крыму: как снимали фильм «Отелло»

Россия 25/09/2020 — 12:52
«Венеция» в Химках, мавр-Бондарчук и шекспировская драма в Крыму: как снимали фильм «Отелло»
Фото: кадр из фильма «Отелло». 1955 год. Режиссер Сергей Юткевич. Мосфильм
«Венеция» в Химках, мавр-Бондарчук и шекспировская драма в Крыму: как снимали фильм «Отелло»
Фото: кадр из фильма «Отелло». 1955 год. Режиссер Сергей Юткевич. Мосфильм
«Венеция» в Химках, мавр-Бондарчук и шекспировская драма в Крыму: как снимали фильм «Отелло»
Фото: кадр из фильма «Отелло». 1955 год. Режиссер Сергей Юткевич. Мосфильм

25 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения признанного мэтра отечественного кино – Сергея Бондарчука. В честь юбилея режиссера и актера телеканал «МИР» покажет художественный фильм «Отелло» (1955 г.). Роль мавра Отелло в этой картине Сергея Юткевича принесла Бондарчуку не только мировую известность, но и судьбоносную встречу с будущей супругой – исполнительницей роли Дездемоны, молодой актрисой Ириной Скобцевой. Съемки фильма проходили в красивейших местах Крыма, и за кадром, на фоне ослепительного моря и стен средневековой крепости, кипели страсти похлеще шекспировских.

В этой статье мы расскажем, как снималась картина, отмеченная наградами нескольких международных фестивалей.

Средневековые крепости и «Венеция» в Химках

Идея экранизировать «Отелло» посетила Сергея Юткевича во время просмотра постановки пьесы в одном из театров. Уже тогда у него было свое четкое видение того, как нужно показывать Шекспира на экране. Юткевич был убежден в том, что все попытки превратить творения английского драматурга в «костюмированную мелодраму или фантазию», делая акцент лишь на сюжете, заранее обречены на провал. Он считал, что сила произведений Шекспира «не в сюжетных хитросплетениях, а в том, что он прибавлял к ним, в том цельном и могучем мировоззрении…». И взгляд на «Отелло» у Юткевича тоже был свой, особый: он был убежден, что кульминацией трагедии главного героя стало не убийство Дездемоны, а миг, когда он узнает о предательстве самого близкого друга. По мнению режиссера, эта пьеса не столько о любви, ревности и мести, сколько о вере в человека – именно утратив эту веру (а это случилось именно тогда, когда Отелло узнал о вероломстве Яго), герой окончательно «ломается» и сводит счеты с жизнью.

В работе над фильмом Юткевич большое внимание уделял деталям. Внимательный зритель обратит внимание на то, как мастерски режиссер использует цвета (красный – цвет любви и вместе с тем трагедии, надвигающейся беды, крови – в течение всего фильма сопровождает Отелло, а в финале переходит на Дездемону, белый – цвет невинности и чистоты – сопровождает Дездемону и т.д.), отдельные объекты, показанные крупным планом (платок Дездемоны, черные руки Отелло и т.д.). Но главная роль, безусловно, была отведена природе, которая и в произведениях Шекспира служит важным дополнением сюжета и становится как бы соучастником происходящего.

Съемки картины происходили в нескольких локациях. Основная часть сцен была снята в Крыму и в Одесской области. Режиссер хотел использовать в кадре как можно больше аутентичной архитектуры, поэтому все крепости, которые мы видим на экране – это настоящие средневековые сооружения. Так, в фильме можно увидеть Аккерманскую крепость XVI века, расположенную в устье Днестра, в городе Белгороде-Днестровском (Одесская область, Украина). А в некоторых кадрах действие разворачивается на развалинах генуэзской крепости в Судаке.

«Венеция» в Химках, мавр-Бондарчук и шекспировская драма в Крыму: как снимали фильм «Отелло»кадр из фильма «Отелло». 1955 год. Режиссер Сергей Юткевич. Производство Мосфильм

Бюджет фильма не позволял соорудить величественную Лестницу Гигантов, где должны были разворачиваться некоторые ключевые сцены фильма. Но и здесь Юткевич и главный оператор картины Евгений Андриканис проявили смекалку.

«Сложнее обстояло дело с Венецией, мне нужна была Лестница Гигантов, как известно, находящаяся возле Дворца дожей. Мне эту декорацию из сметы исключили, так как она стоила 80 тысяч рублей, а снять в ней можно было по сценарию только 80 полезных метров. Неожиданно Венеция «нашлась» в Химкинском речном порту. Тот же зоркий Андриканис высмотрел удачную верхнюю точку, откуда широкоугольным объективом можно было снять сквозь арку речного вокзала ступени лестницы и воду канала. Осталось только нанести узор на каменную площадку набережной, расставить по кадру несколько типичных венецианских причалов и спустить на воду гондолу. Так действительно оказалось, что 80 тысяч тратить не нужно, и хотя это не было похоже на Лестницу Гигантов на площади святого Марка, но образ Венеции сохранился и никому потом, даже в Италии, не пришлось упрекать нас в неправдоподобии», – писал Юткевич в своей книге «Кино – это правда 24 кадра в секунду».

Лауреат и девочка-студентка: любовь на всю жизнь

К подбору актеров режиссер также подошел со всей ответственностью. С самого начала у Юткевича не было никаких сомнений в том, что Сергей Бондарчук блестяще справится с ролью Отелло. Бондарчук к тому моменту уже имел за плечами солидный багаж ролей и звание Народного артиста СССР. Воплотив образ чеховского доктора Дымова в фильме Самсона Самсонова «Попрыгунья», актер мастерски быстро и легко переключился на романтический образ Отелло в экранизации Юткевича. Именно после этого фильма о Бондарчуке заговорили как о выдающемся актере трагического плана. Его тандем с Андреем Поповым в роли Яго критики признали исключительно талантливым.

Актрису на роль Дездемоны Юткевич подбирал с особой тщательностью. Примерить на себя эту роль согласились бы десятки опытных и востребованных кинодив, но свой выбор режиссер остановил на совсем юной студентке. Ирина Скобцева училась на последнем курсе школы-студии МХАТ, когда неожиданно получила приглашение на кинопробы. Узнав, что на роль ее партнера в картине утвержден Сергей Бондарчук, девушка не на шутку разволновалась.

«Он был уже тогда очень знаменит. Народный артист, лауреат... А кто была я? Девчонка, студентка, еще не определившаяся в жизни», – вспоминала Ирина Скобцева.

Однако между ними сразу возникла симпатия, переросшая в пылкую страсть. Впрочем, этот роман отнюдь не был безоблачным, ведь ни Сергей, ни Ирина в тот момент не были свободны. Бондарчук состоял во втором браке с актрисой Инной Макаровой, а Скобцева была замужем за студентом МГУ Алексеем Аджубеем.

Но чувства оказались сильнее обстоятельств, и очень скоро актеры поняли, что не могут жить друг без друга. Когда они открыто объявили о своих отношениях и намерении пожениться, их браку пытались помешать все – от друзей и коллег до чиновников самого высокого ранга. По словам Скобцевой, пожениться им разрешили «лишь через несколько лет». Свадьба состоялась в 1959 году. При этом непосредственно перед росписью жених поставил невесте два условия: никогда не расставаться и иногда давать ему возможность помолчать хотя бы пару дней. Этот брак оказался на редкость крепким и счастливым: Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева шли по жизни рука об руку 35 лет.

«Венеция» в Химках, мавр-Бондарчук и шекспировская драма в Крыму: как снимали фильм «Отелло»кадр из фильма «Отелло». 1955 год. Режиссер Сергей Юткевич. Производство Мосфильм

Чудеса гримера и международное признание

Перед тем как приступить к съемкам актеры в течение шести недель репетировали, уделяя особое внимание кульминационным эпизодам. Режиссер старался не прыгать «с места в карьер»: он давал актерам время вжиться в роль, лучше почувствовать своих персонажей, привыкнуть к ним. Такая возможность была, поскольку работа над сценами шла последовательно, то есть в том же порядке, что и у Шекспира. Только финальная сцена, в которой Отелло несет тело Дездемоны на башню, была снята раньше сцены убийства в спальне.

Возможно, если бы не реальная страсть, связывавшая их в жизни, образы Отелло и Дездемоны не получились бы такими искренними и выразительными. Но, конечно, свою роль вкупе с чувствами и актерским даром сыграли блистательные костюмы и грим. Изысканные одежды героев переносят зрителя в эпоху Венеции XV века, заставляя проникнуться атмосферой того времени, людей и нравов. Безусловно, насыщенный черный грим Бондарчука, который каждый день наносили по несколько часов, не сделал его похожим на представителя негроидной расы, и сегодня его европейские черты в сочетании с антроцитовой кожей выглядят скорее нелепо. Тем не менее, внешнее сходство с Отелло – явно не главное, что принесло успех его игре и картине в целом. Неспроста в фильме так много планов, где крупно показаны глаза актера – дикие, страстные, исполненные то гнева, то неизбывной боли, то жажды мести.

Фильм «Отелло» по достоинству оценили не только в Советском Союзе (у него было даже больше просмотров, чем у легендарного «Гамлета» Григория Козинцева (1964 г.)), но и за рубежом. Картина получила Золотую ветвь Каннского фестиваля за лучшую режиссуру, а также Золотую медаль Международного кинофестиваля в Дамаске. Исполнившая роль Дездемоны Ирина Скобцева была удостоена звания «Мисс шарм Каннского кинофестиваля».

Сегодня этот фильм, возможно, выглядит немного театральным по своей стилистике, а в игре актеров в какие-то моменты чувствуется излишний пафос. Однако, невзирая на это, лента сделана с большим вкусом и размахом, цветные съемки для того времени выполнены превосходно, а работа костюмеров и декораторов заслуживает высших похвал. И пусть в актерской карьере Сергея Бондарчука этот фильм не стал центральным, он сыграл очень важную роль в восприятии его как актера трагического плана.

Последние новости

    Поделиться:

    Последние новости